Смысловой центр

«Наш взгляд на прекрасное основан на признании безусловной противоположности между бытием (выступающим через представления об окружающем мире. Т. А.) и мыслью, между существующим и желаемым, которые, по Лотце, необходимо примирить в их противостоянии, чтобы мир не оказался бессмысленным для человека: «Красота есть предвестник предчувствуемого примирения между противостоящими членами отношения». В этом ее призвание. Она образует смысловой центр события реального явления, которое воспринимается с нравственных позиций, и тем самым устанавливается его ценность для человека и человечества. Поскольку эстетическое не только представление, которое может быть подвергнуто научному изучению, но и ценность, в самом представлении не содержащаяся, то богатство и глубину его невозможно исчерпать в общих понятиях науки. Оно всегда будет содержать некоторый «внелогический излишек».

На вопрос, не является ли эстетическое, рожденное при пересечении различных рядов представлений и стремлений субъекта, чемто случайным, зависящим от минутного настроения человека, Лотце отвечает отрицательно. В томто и состоит, с его точки зрения, отличие прекрасного от приятного, что само течение представлений опосредовано нравственными устремлениями субъекта и именно их устойчивость сообщает стабильность эстетическому вкусу. Вкус вместе с тем ставится в прямую зависимость от нравственности, но и сам в свою очередь оказывает услугу нравственному воспитанию: ведь высшая нравственность (в отличие от той, что послушно следует предписаниям) нуждается в развитой восприимчивости, подвижности души, которая формируется в процессе эстетической рефлексии.

Добавить комментарий