Сокровища

Это горе вызвано не только тем, что «разрушился Ганис», но и тем, что сыновья покидают отчий край и нет людей, способных помочь бедствующему народу, а сокровища гор извлекаются чуждыми народу людьми:

«Черные скалы гор, Могучие утесы Дрожат до основания. Драгоценные камни, Серебряные сокровища отдают чужим».

Поэт почти всюду прибегает к иносказаниям. Он сам указывает на это:

«Свои сныраздумья", Заключаю в иносказанья. Под страхом адских мучений, О кошмарах лихорадки, О боли змеиных укусов Пою я скалам».

Однако эти иносказания весьма прозрачны: он скорбит а том, что в горах разрушен патриархальный быт, люди уходят с насиженных мест, а сокровища гор достаются пришлым капиталистам. Эта картина, хотя и заключена в поэтические формулы, но очень характерна и знакома по историческим документам и описаниям публицистов того времени, особенно по публицистике Коста Хетагурова и по книге А. Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного Кавказа».

Разумеется, проникновение капиталистических отношений на Кавказ разрушало старинный патриархальный уклад жизни, приносило горцу много страданий. Однако это явление имело и прогрессивное значение. И если бы писатель глубже понимал законы исторического развития общества, он более спокойно и трезво оценил бы те изменения, которые происходили в жизни горцев. Не вина писателя, что он не был подготовлен к такой оценке явлений и смотрел на них глазами отчаявшегося патриархального крестьянина.

Добавить комментарий