Солдатского горя

Солдатского горя, остается за переводным текстом. Однако и в такой форме стихотворение дает нам верное представление о том, насколько последовательно и твердо стоял Коста на позициях революционной демократии в изображении жизни народа. С изображением народа непосредственно связано и разоблачение врагов народа. Правда, в «Ирон фандыр» о врагах народа развернуто говорится лишь в стихотворениях, «Доносчик» («Прислужник»), «Всати» и «Пастух». Стихотворение «Доносчик» было сложено на лад народных песен. Непосредственным прототипом доносчика шпиона послужил полковник Хоранов. Шпионство и доносы Коста назвал «страшной болезнью» — бедой для народа. Сатирическая песня о преданных царской администрации холопах пришлась так по душе народу, что она вскоре распространилась по Осетии. Намекая на то, что шпионство, доносы поощряются администрацией, поэт говорит: «В наше время шпион (доносчик) становится господином (алдаром)». В сказке «Пастух» Коста создал гиперболический образ «народного паука» в сказочном обличье. В приемах гиперболической характеристики он близок к Некрасову. Князь Иван — колосс по брюху, Руки — род пуховика, Пьедесталом служит уху Ожиревшая щека. По устройству верхней губы Он-бульдог… Он известный объедало, Говорит умно, Словно в бочку из-под сада, Льет в себя вино. Подобное всеядное животное представляет собой и великан из сказки «Пастух»: К людям злобой дышит Одноглазый и слюнтяй! — Брюхо — как плетенный амбар, Нижняя губа — совок. Стадо не множилось с годами — Он приплод поедал! (подстрочник).

Добавить комментарий