Создание «новой общественной философии»

Хотя эта задача и определяется ими как указанная «новиз­на», по существу, оборачивается усилением вполне традицион­ных консервативных мотивов, в частности в вопросе о роли ис­кусства и художественной культуры в обществе. Искусство и культура, как они понимаются «новыми» консерваторами, как раз и должны в этой связи выполнить одну «главную» социаль­ную функцию — способствовать распространению апологетиче­ского, конформистского сознания и тем самым «включению» индивида в репрессивную общественную систему.

Эта пропагандируемая «новыми» консерваторами система апологетических ценностей призвана, по их мнению, противо­стоять наиболее опасному проявлению «социального гедониз­ма», прорывающемуся из сферы искусства в политику и обще­ственную жизнь,— расширению общедемократической активно­сти различных слоев западного общества, особенно усилившейся в 60-х годах и продолжающейся и по сей день. Не случайно эти призывы нередко формулируются как программа «контрмодер­низации» современного западного общества и его культуры . Однако апелляции «новых» консерваторов к модернизму и их попытки использовать «эстетизированную» аргументацию для достижения вполне определенных политических целей несо­стоятельны. Эти призывы носят ярко выраженный классовый характер, их основной пафос нацелен на противодействие демо­кратическим тенденциям в общественной и культурной жизни Запада. Здесь необходимо подчеркнуть еще и то важное для понима­ния современного «нового» консерватизма обстоятельство, что его теоретики и идеологи, хотя и сознают действительное кри­зисное состояние буржуазного мира и его культуры, причины этого кризиса усматривают не в том, что их на самом деле по­рождает.

Добавить комментарий