Спаивание старика

Зарбег часто спаивал старика, чтобы окончательно покорить его, и это ему удалось. Теперь осталось ему победить в старике чувство долга, заставить его изменить слову, которое он дал когдато Курдану. Ведь одно из основных правил патриархальной этики, верность данному слову, верность долгу. Здесь, опять таки, мы видим столкновение, двух типов этики. Вот что противопоставляет Зарбег верности данному слову. «Красивую девушку надо выдать за такого человека, кто на дельной службе находится, кто к тебе деньги мешками будет носить. А Казн бродит пастухом, что в нем хорошего? Счастье это ложь, разве видел ты его своими глазами? Оставь такие пустые слова, нынче времена разума, и человек должен действовать умом». Таким человеком он считает себя: «его любят власти», он нажил на службе много добра, он всегда «имел вкусный обед за алдарским столом». Вот и вся «философия жизни» Зарбега. Писатель потому и дает ему высказаться, чтобы разоблачить его «философию» и показать мотивы его поступков.

Зарбегу удалось купить Залду. Мучения Залды не повлияли на решение Кудзана. В отличие от Таймураза Казн оказался пассивным. Он гордо уединился и не стал отстаивать свое право на любовь. Однако через пять лет Кази и Залда случайно встретились, и затаенное чувство вспыхнуло в них с новой силой.

Однажды ночью Кази пришел в дом Зарбега. Тот, приняв его за вора, выстрелил в него, но не попал. Кази, вынужденный защищаться, убил его.

Власти обвинили в. убийстве Зарбега Залду. Она не выдала Кази, и ее сослали в Сибирь. Кази долго мучила совесть, и, наконец, чтобы спасти Залду, он выдал себя. Однако делу ничем не помог. Залда умерла в тюрьме, а Кази бросился с кручи, когда его переводили из одного ссыльного пункта в другой, и разбился насмерть.

Добавить комментарий