Сторонники контркультуры

Дело в том, что для, которым «справа» было предъявлено обвинение в том, что они являются носителями «антикультуры» и даже «нашествием кентавров», в действительности существовали определенные всеобщие куль — бурные нормы и эстетические Ценности. Другое дело, что ради­калы отвергли право какого бы то ни было буржуазного соци­ально-культурного института на посредничество между индиви­дом и Культурой и провозгласили коллективно-ритуализированную причастность каждого отдельного индивида к миру «выс­шего смысла». Именно в этой глубинной социально-психологической уста­новке контркультурного эстетического сознания кроются истоки театрально-карнавальной, «хороводческой» политики и эстетики левого радикализма, идеи «театра» как непосредственной и активной «включенности» актера-зрителя в коллективное дейст­вие. Радикализм этой идеи, ее критический по отношению к ка­питализму потенциал как раз и заключается в отказе признать право буржуазного общества быть полномочным представите­лем и посредником между индивидом и всеобщими идеалами «Истины» и «Красоты». «Деструктивные» и «антикультурные» тенденции левого радикализма, всеми возможными способами подчеркнутые его буржуазными критиками, в действительности означали совершенно иное— не «антикультуру», а особое отно­шение к культуре, ничем не опосредованную «игровую» вклю­ченность в нее. «Игра» в данном случае выступила как фактор свободы и радикального социально-культурного творчества. Поэтому отнюдь не сама по себе эстетизированная празднич­но-игровая стихия была выражением коренной слабости, при­сущей социально-культурному авангардизму, а тот факт, что «революция-праздник» оказалась противопоставленной реаль­ной, конкретно-исторической социалистической революции. В этой связи можно вспомнить слова В. И. Ленина, назвавшего революцию праздником угнетенных и эксплуатируемых Сами по себе «праздник», «игра», «искусство» являются не только существенными компонентами революционного исторического творчества, но и необходимыми факторами человеческого об­щественного бытия.

Добавить комментарий