Стоять на Кремянце Иисусу Христу

Открытое письмо землякам

В древности Изюмщина была пограничьем Киевской, а потом Московской, Руси с Диким полем. На речке Сальнице, а это всего в километре от горы, Владимир Мономах в 1111 году разбил половцев. 9 мая 1185 года, в день солнечного затмения, ратники князя Игоря проходили под горой, направляясь в половецкие земли. «О Русская земле, ты уже за шеломянем еси!», то есть за холмом – воскликнул автор «Слова о полку Игореве», передавая состояние русичей.

Со временем на горе была сооружена крепость, которая не раз разрушалась крымчаками. В 17 веке, в эпоху войн Богдана Хмельницкого, на Изюмщину стали переселяться

Открытое письмо землякам

В древности Изюмщина была пограничьем Киевской, а потом Московской, Руси с Диким полем. На речке Сальнице, а это всего в километре от горы, Владимир Мономах в 1111 году разбил половцев. 9 мая 1185 года, в день солнечного затмения, ратники князя Игоря проходили под горой, направляясь в половецкие земли. «О Русская земле, ты уже за шеломянем еси!», то есть за холмом – воскликнул автор «Слова о полку Игореве», передавая состояние русичей.

Со временем на горе была сооружена крепость, которая не раз разрушалась крымчаками. В 17 веке, в эпоху войн Богдана Хмельницкого, на Изюмщину стали переселяться жители Правобережной Украины, бежавшие от поляков. Изюм-курган напоминал им город Кременец на Ровенщине, поэтому они и назвали так гору. Название «Кременец» можно и сегодня встретить в литературе, но общеупотребительным стало «Кремянец». В 1651 году был образован Изюмский слободской казачий полк, ставший со временем гусарским. «Слободской» означало «свободный».

В годы Великой Отечественной войны Изюмский край стал местом кровопролитных сражений с врагом. К осени 1941 года немцам удалось занять Кремянец, но вокзальную часть города так и не удалось им захватить до конца мая 1942 года. Гитлеровцы называли Изюм воротами Донбасса. Положение изменилось, когда по инициативе Тимошенко и Хрущева в мае 1942 года развернулось неподготовленное наступление на немцев. Был освобожден Харьков, а потом 1 и 17 немецкие танковые армии сомкнули в районе Изюма железные клещи и стали перемалывать в котле советские войска, где у многих солдат не было даже винтовок, их бросали в бой даже не обмундированных… В тяжелейшем поражении под Харьковом, так принято именовать это побоище, погибли, были ранены и взяты в плен многие сотни тысяч наших воинов. Спустя месяц после этих событий немцы оказались под Сталинградом.

5 февраля 1943 года в результате победы под Сталинградом наши войска освободили Изюм. Немцы попытались повторить события 1942 года, поэтому развернулись тяжелые бои на так называемом Изюм-Барвенковском направлении. Город оставался прифронтовым, был практически полностью разрушен. После Курской битвы наши войска пошли в наступление и 23 августа освободили Харьков.

После войны жители Изюмщины решили увековечить память погибших на их родной земле советских воинов. Открыли в банке счет, организовывали субботники и воскресники, дети собирали макулатуру, металлолом. Хотели увековечить память погибших так: соорудить на горе приспущенные знамена и на них высечь фамилии всех павших. Подсчитали и поняли – и горы не хватит, поскольку погибло под Изюмом свыше 600 тысяч наших воинов. В майские дни в Изюм стали приезжать ветераны боев 1941-43 гг., родные и близкие погибших. В семидесятых годах началось сооружении мемориала. Над ним работал тот же коллектив, что возвел комплекс в Хатыни. Потом Изюм наградили орденом Великой Отечественной войны первой степени – вполне заслуженной боевой наградой.

Стало традицией 9 мая организовывать факельные шествия на Кремянец – зрелище грандиозное и трогательное. Молодожены считают своим долгом в день свадьбы посетить меомориал и возложить цветы. Едут счастливые пары из других районов области, из Харькова, городов и районов Донбасса.

Ниже публикуется текст открытого письма на русском и украинском языках.

Стоять на Кремянце Иисусу Христу

В последние годы я всё сильнее чувствую влияние небесного провидения на личную и творческую судьбу. Убедила меня в этом легкость, с которой создавался роман «Евангелие от Ивана», заключительная книга дилогии «RRR», где исследуется технология осатанения общества и ведется поиск выхода из этого прескверного состояния. Потом в романе обнаружился редчайший литературный прием, так называемый каскад метафор – явный подарок и знак Неба. Пришло и понимание того, что мой почти полувековой творческий путь – это путь к Богу. При этом я считаю его не как боженьку, который строго взирает со святого угла и готов сурово покарать за грехи, а как Создателя нашего мира, сущность с непостижимым для нас уровнем знания и умения, представителя невероятно развитой цивилизации, он же Идеал и Истина, к которым мы должны стремиться.

Как иначе, если не божественное предопределение, можно расценить сам факт моего знакомства со скульптором Григорием Чередниченко? Мы были на мероприятии в одной из многочисленных академий. Когда выходили из здания, то я разговорился с незнакомым человеком. Как-то само собой получилось, что заговорили об Изюме, оказались земляками. В Москве около 12 миллионов человек, ничтожная вероятность встречи, но она произошла! Мы подружились, созваниваемся, если я в Москве, практически каждый день.

Однажды я пришел в мастерскую и увидел в пластилине потрясшую меня статую Иисуса Христа. О судьбе Григория Георгиевича написал в московской «Парламентской газете» (материал опубликован в «Изюмских горизонтах» в номере в честь Дня Победы ), в расчете на то, что власти заинтересуются уникальным произведением. Пошел к старинному приятелю, одному из начальников управления в администрации президента В.Путина, предлагал поставить Иисуса Христа на Воробьевых горах – в ту зиму в Москве так мело, что начальники так и не рискнули из центра ехать на окраину, в Теплый Стан, где находится мастерская скульптора. В конце концов, я перестал надоедать приятелю, не понимая еще, что провидением уготовано другое место для статуи Спасителя.

Как-то повел своих одноклассниц, москвичку Людмилу Коваленко (Беляеву) и Римму Коробко (Бочкову), приехавшую в Москву из США. Они были потрясены творчеством земляка. Более того, Римма как-то включила в своей Америке телевизор — шла передача о творчестве Г. Чередниченко, показывали ту самую мастерскую, где она несколько недель назад была.

После этого слух о талантливом скульпторе-земляке распространился среди моих одноклассников и на встрече, посвященной 50-летию со дня окончания школы, состоявшейся в майские дни нынешнего года, как бы сама собой родилась мысль поставить статую Иисуса Христа на Кремянце. Поставить перед лестницей, ведущей на Мемориал, там и площадь для него есть. У каждого посетителя, я уверен в этом, будут волосы шевелиться на затылке, когда над ним будет возвышаться Иисус Христос – благословляющий, всепрощающий, вне всякого сомнения православный.

На встречах с земляками я говорил об этой идее, не было ни одного возражения. Действительно нынешнему Мемориалу не достает духовного акцента – статуя Иисуса Христа сделает Кремянец поистине святой горой, куда будут ездить на поклон из многих мест бывшего СССР, поскольку в наших местах нашли вечное упокоение сотни тысяч сынов и дочерей разных народов нашей Большой Родины.

На этих встречах я пришел к отрадному выводу: мои земляки на первое место ставят не столько экономическое, сколько духовное возрождение, возрождение сознания. У меня сердце щемило, когда мэр В.Г. Сепитый рассказывал о бедственном положении экономики города, о нищенском бюджете, где нет денег на ремонт дорог, крыш, канализации… И радовалось оно, когда он рассказывал о встрече с моей одноклассницей, доктором медицинских наук, профессором Яной Семеновной Жерновой, нашей заводилой-лидером, которая заявила, что мы сделаем всё для того, чтобы Иисус Христос стоял на Кремянце.

Идея овладевает душами и умами. Сейчас идет формирование оргкомитета, возглавить его дал согласие редактор горрайонной газеты К.А.Григоренко, войти в его состав – автор скульптуры Г.Чередниченко, изюмский священник отец Александр Ольшанский, профессор Я.Жерновая, не останусь в стороне и я. Отрадно, что мне позвонил из Харькова племянник и сообщил, что он рассказал об этой идее друзьям-предпринимателям — они готовы перечислить деньги, работать простыми рабочими на сооружении памятника.

Не сомневаюсь, что принять участие в акции пожелают не только изюмчане. Всем миром сделаем доброе дело. После Изюма я поехал в Белгород на дни российской литературы, рассказывал и писателям, и читателям о задумке. Авторы московского журнала «О Русская земля!» решили посетить Изюм. Для белгородцев наш город не пустой звук – Изюмский казачий, впоследствии гусарский, полк входил в Большой Белгородский полк, воевал за подлинную независимость Украины от Польши и католичества в составе войск Богдана Хмельницкого. Белгородский губернатор Е.С.Савченко поддержал идею международного журнала «Форум» выпустить специальный номер журнала, посвященный истории и современному состоянию Слобожанщины – а это Белгородская, Сумская и Харьковские области, часть Воронежской, Луганской и Донецкой областей. В журнале будут материалы об Изюме и Изюмском полку, об идее возвести на Кремянце статую Спасителя. Сейчас изучается идея организовать и провести в ближайшие годы литературный фестиваль в Белгороде и других полковых городах, посвященный воинской славе Белгородского уланского, Ахтырского, Изюмского, Острогожского, Сумского и Харьковского гусарских полков, общей истории и судьбе слобожан, независимо от того, считают они себя русскими или украинцами.

Но судьба уникального памятника главным образом зависит от вас, дорогие мои земляки. Это не столько труд, сколько великая честь и святая забота. Вспомните, как в пятидесятые годы школьники собирали макулатуру и металлом и перечисляли рубли на специальный счет, как взрослые работали на субботниках и воскресниках, как ветераны и родственники погибших не остались в стороне – и ведь собрали средства на Мемориал. Соберем и на уникальную статую Иисуса Христа. Да, для этого потребуются немалые деньги. Но они посильны, если за дело взяться всем миром. И надо поторапливаться: Григорий Георгиевич весьма немолодой человек, ему важно принять участие в подготовке скульптуры для установки ее на Кремянце. «А кто будет отливать скульптуру?», — спрашивает он меня. «Как – кто? Мастера литья с тепловозоремонтного!» — смело отвечаю я, и тут же расхваливаю изюмских литейщиков, которые вряд ли согласятся с тем, чтобы изюмского Иисуса Христа отливали где-то в другом месте.

Важно, чтобы это стало делом всех изюмчан, чтобы гости и друзья нашего родного города и района чувствовали это. Надо с первых шагов завести специальную памятную книгу, куда оргкомитет вносил бы имена всех, кто перечислил деньги или сделал для памятника доброе дело. Было бы хорошо, чтобы горрайонная газета обязательно публиковала имена жертователей – так было, когда собирали деньги на восстановление в Москве храма Христа Спасителя.

Именно в эти труднейшие для Изюма и изюмчан времена нужно положить начало великому богоугодному делу. И Спаситель не оставит наш родной город и нашу землю без своего попечения.

Александр Ольшанский,

писатель

г. Москва

Стояти на Крем’янці Ісусові Христу

(Відкритий лист землякам)

В останні роки я все сильніше відчуваю вплив небесного провидіння на особисту й творчу долю. Переконала мене в цьому легкість, з якої створювався роман «Євангеліє від Івана», заключна книга дилогії «RRR», де досліджується технологія осатаніння суспільства й ведеться пошук виходу із цього стану. Потім у романі виявився найрідший літературний прийом, так званий каскад метафор — явний подарунок і знак Неба. Прийшло й розуміння того, що мій майже піввіковий творчий шлях — це шлях до Бога. При цьому я вважаю його не як боженьку, що суворо дивиться зі святого кута й готовий покарати за гріхи, а як Творця нашого світу із незбагненним для нас рівнем знання й уміння, представника неймовірно розвиненої цивілізації, він же Ідеал й Істина, до яких ми повинні прагнути.

Як божественне приречення, можна розцінити і сам факт мого знайомства зі скульптором Григорієм Чередниченком. Ми були на зустрічі в одній із академій. Коли виходили з будинку, то я розговорився з незнайомою людиною. Якось саме собою вийшло, що заговорили про Ізюм, виявилися земляками. У Москві близько 12 мільйонів чоловік, незначна ймовірність зустрічі, але вона відбулася! Ми подружилися, спілкуємось по телефону, якщо я в Москві, практично щодня .

Одного разу я прийшов до його майстерні й побачив у пластиліні статую Ісуса Христа, яка мене дуже зворушила. Про долю Григорія Георгійовича написав у московській «Парламентській газеті» (матеріал опублікований в «Обріях Ізюмщини» у номері на честь Дня Перемоги ). Розраховуючи на те, що влада зацікавиться унікальним твором, пішов до давнього приятеля, одного з начальників управління в адміністрації президента В.Путіна, пропонував поставити скульптуру Ісуса Христа на Воробйових горах . Тієї зими в Москві так мело, що начальство так і не ризикнуло із центру їхати на околицю, у Теплий Стан, де знаходиться майстерня скульптора. Зрештою , я перестав набридати приятелеві, не розуміючи ще, що провидінням підготовлено інше місце для статуї Спасителя.

Якось повів до Чередниченка своїх однокласниць, москвичку Людмилу Коваленко (Бєляєву) і Римму Коробко (Бочкову), що приїхала в Москву зі США. Вони були вражені творчістю земляка. Більше того, Римма якось включила у своїй Америці телевізор — ішла передача про творчість Г. Чередниченка, показували ту саму майстерню, де вона кілька тижнів назад була.

Після цього слух про талановитого земляка поширився серед моїх однокласників і на зустрічі, присвяченій 50-річчю від дня закінчення школи, що відбулася в травневі дні нинішнього року, як би сама собою народилася думка поставити статую Ісуса Христа на Крем’янці. Поставити перед сходами, що ведуть на Меморіал, там і площа для нього є. У кожного відвідувача, я впевнений у цьому, буде волосся ворушитися на потилиці, коли над ним буде височіти Ісус Христос — благословляючий, всепрощаючий, поза всяким сумнівом, православний.

На зустрічах із земляками я говорив про цю ідею, не було жодного заперечення. Дійсно, нинішньому Меморіалу не дістає духовного акценту — статуя Ісуса Христа зробить Крем’янець воістину Святою горою, куди будуть їхати на уклін з багатьох місць колишнього СРСР, оскільки в наших місцях знайшли вічний спокій сотні тисяч синів і дочок різних народів нашої Великої Батьківщини.

На цих зустрічах я прийшов до втішного висновку: мої земляки на перше місце ставлять не стільки економічне, скільки духовне відродження, відродження свідомості. У мене серце щеміло, коли мер В.Г. Сепітий розповідав про тяжке становище економіки міста, про злидарський бюджет, де немає грошей на ремонт доріг, дахів, каналізації… І раділо воно, коли він розповідав про зустріч із моєю однокласницею, доктором медичних наук, професором Яною Семенівною Жерновою, нашим лідером в усіх справах, яка заявила, що ми зробимо все для того, щоб Ісус Христос стояв на Крем’янці.

Ідея опановує душами й розумом. Зараз іде формування оргкомітету, очолити його дав згоду редактор міськрайонної газети К.Григоренко, дали згоду увійти до його складу — автор скульптури Г.Чередниченко, ізюмський священик отець Олександр Ольшанський, професор Я.Жернова, не залишуся осторонь і я. Втішно, що мені зателефонував з Харкова племінник і повідомив, що він розповів про цю ідею друзям-підприємцям, котрі готові переказати гроші, працювати простими робітниками на спорудженні пам’ятника.

Не маю сумніву, що взяти участь в акції побажають не тільки ізюмчани. Усім миром зробимо добру справу. Після Ізюма я поїхав у Бєлгород на дні російської літератури, розповідав і письменникам, і читачам про задум. Автори московського журналу «О Русская земля!» вирішили відвідати Ізюм. Для бєлгородців наше місто не порожній звук — Ізюмський козачий, згодом гусарський, полк входив у Великий Бєлгородський полк, воював за справжню незалежність України від Польщі й католицтва в складі військ Богдана Хмельницького. Бєлгородський губернатор Е.С.Савченко підтримав ідею міжнародного журналу «Форум» випустити спеціальний номер журналу, присвячений історії й сучасному стану Слобожанщини, до якої свого часу входили нинішні Білгородська, Сумська й Харківська області, частина Воронезької, Луганської й Донецької областей. У журналі будуть матеріали про Ізюм та Ізюмський полк, про ідею звести на Крем’янці статую Спасителя. Зараз вивчається ідея організувати й провести в найближчі роки літературний фестиваль у Бєлгороді й інших полкових містах, присвячений військовій славі Бєлгородського уланського, Ахтирського, Ізюмського, Острозького, Сумського й Харківського гусарських полків, загальної історії й долі слобожан, незалежно від того, вважають вони себе росіянами чи українцями.

Але доля унікального пам’ятника головним чином залежить від вас, дорогі мої земляки. Це не стільки праця, скільки велика честь і свята турбота. Згадаєте, як у п’ятдесяті роки школярі збирали макулатуру й металобрухт і перераховували гроші на спеціальний рахунок, як дорослі працювали на суботниках і недільниках, як ветерани й родичі загиблих не залишилися осторонь. І зібрали кошти на Меморіал. Зберемо й на унікальну статую Ісуса Христа. Так, для цього будуть потрібні чималі гроші. Але вони знайдуться, якщо за справу взятися усім миром. І треба квапитись: Григорій Георгійович досить літня людина, йому важливо взяти участь у підготовці скульптури для установки її на Крем’янці. «А хто буде відливати скульптуру?», — запитують в мене. «Як — хто? Майстри лиття з тепловозоремонтного!» — сміливо відповідаю я, і відразу розхвалюю ізюмських ливарів, які навряд чи погодяться на те, щоб ізюмського Ісуса Христа відливали десь в іншому місці.

Важливо, щоб це стало справою всіх ізюмчан, щоб гості й друзі нашого рідного міста та району відчували це. Треба з перших кроків завести спеціальну пам’ятну книгу, куди оргкомітет вносив би імена всіх, хто перерахував гроші або зробив для пам’ятника добру справу. Було б добре, щоб міськрайонна газета обов’язково оприлюднила прізвища тих, хто зробить це — так було, коли збирали гроші на відновлення в Москві храма Христа Спасителя.

Саме в ці важкі для Ізюма й ізюмчан часи потрібно покласти початок великій богоугодній справі. І Спаситель не залишить наше рідне місто й нашу землю без свого піклування.

Олександр Ольшанський, письменник. Переклад з російської В.Полєхіна

Добавить комментарий