Сущность искусства

Подходя очень ответственно к серьезной работе по решению вопроса, в чем сущность искусства, Толстой проштудировал современную ему литературу и учебники по истории эстетики на трех европейских языках и пришел к выводу, что даваемые в них определения искусства или неправильны, или неточны. Они действительно далеки от того определения, которое предложит автор работы о сущности искусства. Единственный ученый, который должен был остановить его внимание, это Пойо. Толстой выписывает его суждение, согласно которому искусство возвышает чувства и мысли, возносит человека из личной обыденности во всеобщую жизнь. Эта мысль самая близкая Толстому, но он не придал особого значения работам французского эстетика, не выделил его из ряда остальных, видимо, потому, что у Пойо эта мысль осталась неразвернутой.

Во всех книгах по эстетике на первом месте стоит проблема красоты, замечает Толстой. Красота определяется как то, что нравится, вызывает удовольствие, наслаждение. Искусство же определяется как деятельность по созданию красоты, иными словами наслаждения, и очевидно, что такое определение ложно. Здесь невозможно не заметить совпадения хода мысли Толстого и Чернышевского, хотя дальше их пути разойдутся. Материализм и рационализм Чернышевского, «разумный эгоизм» в этике, привел его к сближению искусства с наукой и определению их как двух равноправных форм познания действительности. Мышление Толстого направлено совсем в другую сторону, а именно в сторону признания нравственного начала высшим принципом жизни человечества и трактовки его как источника образования религий. На таком мировоззренческом основании и строилась его эстетика.

Добавить комментарий