Свободное развитие чувственно-эстетических способностей

Здесь Маркузе готов даже признать, что индивида связано с изме­нением условий и самого качества человеческой трудовой дея­тельности. Решение проблемы общественно-исторического ха­рактера чувственности — проблемы, которая для Фрейда существовала только как противопоставление чувственности ин­дивида социокультурному принуждению,— Маркузе хочет свя­зать с решением проблемы свободного труда. Но как? «Осво­бождение чувственности,— отвечает он,— создаст новые трудо­вые отношения»  Итак, для Маркузе не преобразование общественной струк­туры, не процесс революционного изменения капиталистических отношений собственности — основа для освобождения челове­ческих чувств и способностей, но, напротив, преобразование чувственности индивида, формирование у него «новой чувствен­ности» — предварительная и обязательная пред посыл ка измене­ния условий труда. Такая трактовка вопроса в корне противо­речит марксизму. Маркузе стремится обнаружить в трудовой деятельности некий неразложимый чувственно-инстинктивный элемент, реконструировать систему общественных отношений таким образом, чтобы «оприродить» труд, превратить его в род чувственно-инстинктивной, полубессознательной деятельности, обладающей к тому же эстетической самоценностью. Маркузе хотел бы видеть в свободной трудовой деятельности род ин­стинктивной чувственно-эстетической аффектации, более силь­ной, чем архаические влечения чувственности. Поскольку же в соответствии с исходными посылками психоанализа противо­речие между «принципом реальности» и «принципом удоволь­ствия» истолковывается в терминах пансексуализма, то и раз­решение проблемы отчуждения чувственности социальная эсте­тика контркультуры видит в так называемой «эротизации труда».

Добавить комментарий