Свои веки больные от слез

Свои веки, больные от слез, Безуспешно старался сомкнуть» (Перевод Е. Н. Гегелашвили) но и от имени народа, как единого «я»: О горы, о родимый край! Как нам жить без вас? Ясно, что и такая «персонификация» народа не характерна фольклорной песне осетин XIX века. Тем более немыслимо повествование о народной трагедии в сугубо лирической манере, от автора, выражение народного горя как личного, индивидуального явления. А в поэзии Мамсурова именно личность автора стала в центре образно-эмоциональной структуры произведения. И этого не мог не заметить Миллер, блестящий знаток фольклора. Однако этим общим свойством индивидуально-профессиональной поэзии, отличающим ее от фольклорной, далеко не исчерпывается то новое, что внес Мамсуров в поэтическое искусство осетин. Мамсуров — поэт яркого лирического склада, выступил первым новатором в художественном развитии осетин в XIX веке, Он шел путем Коста Хетагурова до него и независимо от него. Пореформенный период в истории осетинского народа, ознаменовавшийся в процессе его художественного развития становлением национальной литературы, характерен сложным и многосторонним движением в экономической, духовной, политической и идеологической сферах. Для характеристики пореформенного экономического развития Кавказа вообще, Осетии в частности, классической стала известная формула В. И. Ленина из «Развития капитализма в России»: «Русский капитализм втягивал таким образом Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок для своих фабрик.

Добавить комментарий