Связь человечес­ких чувственно-эстетических способностей и социально-пред­метной деятельности

Есть группа реальностей, попавших в поле зрения Маркса, которые позднее не мог не признать Фрейд,—, а также непосредственно переживаемый факт отчуждения человеческой чувственности в процессе вы­нужденного труда при капитализме. Для Маркса отчуждение чувственности является одним из аспектов исторического про­цесса отчуждений, обусловленного определенными условиями производства в антагонистической формации. Марксизм не только анализирует причины отчуждения чувственности, свя­занные с отношениями частной собственности, но и указывает конкретный путь ликвидации этого состояния: «…Упразднение частной собственности означает полную эмансипацию
всех че­ловеческих чувств и свойств» В отличие от Маркса фрейдизм избегает категорий социаль­ного анализа. Если для Маркса противоречие между индиви­дом и обществом неразрешимо в рамках исторически-определенной капиталистической формации, тогда как в ходе социа­листического преобразования общества и создания социалисти­ческой культуры и искусства создаются предпосылки для лик­видации этого противоречия и гармонического развития лич­ности, то фрейдизм абсолютизирует репрессивный характер культуры таковой и придает внеисторический смысл этому противоречию, с Культура вообще построена на отказе от пер­вичных позывов» ,— заявляет Фрейд. Причина коренной неудовлетворительности этой фрейдовской теории культуры и искусства — в экстраполяции ситуации от­чуждения на культуру и искусство как таковые. Отсюда выте­кает и широко известный ригоризм психоаналитической кон­цепции. «Следовало бы ожидать, что постепенно в нашей куль­туре произойдут такие изменения, которые позволят лучшее удовлетворение наших потребностей и снимут необходимость в ее критике,— пишет Фрейд.

Добавить комментарий