Таков характер народа

Таков характер народа, которому всецело принадлежит он. Ска- зитель горько сетует: Долго гнев наполняет сердце осетина» Но когда распалится, добрые люди, То крови кипенье не скоро остудишь. Не смог сдержать «крови кипенье» и Афхардов Хасана, ибо «он был издавна во всем осетином». Убил еще пятерых мужей из рода Мулдаровых, но и сам получил смертельные раны. Сказитель одобряет справедливое наказание «спесивых Мулдаровых», а переход Хасаны за грань справедливости и новую необходимость восстановления справедливости предоставляет судить богам: Бог мужчин Уастырджи все дела лучше всех Знает и всегда в правую сторону Суд вершит над иими, любя справедливость. Хасана, обливаясь кровью, добирается до своей хижины. Вестью о расправе с Мулдаровыми он врачует старую рану материнского сердца и погибает. Так, четвертый эпизод вновь возвращает нас к исходной позиции, к диалогу между матерью и сыном. Только в первом случае мать обращается к грудному малышу, здесь, в финале, она выговаривает мужчине, не умеющему постоять за честь матери и очага, не отомстившему за кровь отца (она еще не знала о жестоком избиении Хасаной Мулдаровых). Таким образом, перед нами типичная трехчленная композиция, кольцевое построение только эпизод подвига Хасаны рассечен пополам: на справедливое мщение и безжалостное избиение, в котором сказитель видит причину гибели героя. Справедливость восстановлена — погибли не только Мулдаровы, но и Хасана за нарушение справедливости. Да и старой матери ничего не остается, кроме как «лишить себя жизни у мертвого сына».

Добавить комментарий