Теоретические проблемы

Связанные с этим полу­чили разработку в исследованиях советских философов. В дан­ном случае, опираясь на эти разработки, мы пытаемся осветить некоторые стороны социально-эстетической утопии «нерепрес­сивной культуры», связанные, в частности, с проблемами худо­жественной фантазии и «новой чувственности».

Как мы уже отмечали, вопрос о форме присвоения челове­ческой чувственностью общественно-исторического содержания ставится в социальной эстетике контркультуры как проблема социального освобождения труда путем придания ему эстетиче­ского качества. Иначе говоря, предполагается, что садистский характер труда по принуждению должен уступить место ин­стинктивному влечению к «труду-удовольствию-искусству». В труде должны получать выражение те инстинктивные чув­ственно-эстетические влечения индивида, которые в условиях репрессивных общественных отношений реализуются в искус­стве,— такова позиция теоретиков контркультуры. Свободная чувственность, в настоящее время «замкнутая» в художествен­ной форме, должна, с этой точки зрения, «прорваться» в сферу общественной жизни и качественным образом изменить роль Искусства в обществе, сделать социальные — в том числе трудо­вые — отношения свободными и эстетическими. Нерепрессивным «эстетико-эротическим» отношением к ре­альности, которое, как утверждает контркул^тура, исторически получало реализацию лишь в искусстве и художественном твор­честве, становится то, что загодя зрело в лоне западной мета­физики и эстетики,— такое отношение между объектом и субъ­ектом, которое сопоставимо лишь с орфическим отношением к миру, с «телосом красоты». «Орфей есть архетип поэта — осво­бодителя и созидателя; он вносит новый порядок в мир — не­репрессивный строй… Орфический Эрос изменяет бытие, он побеждает жестокость и смерть и несет освобождение. Его язык — песня,
его работа — игра. Нарциссическая жизнь явля­ется жизнью красоты,
и ее бытие есть созерцание. Эти образы относятся к эстетическому
измерению, на котором основывает­ся их принцип реальности»

Добавить комментарий