Теория изящных искусств

По сравнению с дескриптивным характером лекционных курсов вышеназванных авторов «Опыт начертания общей теории изящных искусств» И. П. Войцеховича обладает большей систематичностью. В нем еще сильнее акцентируется практическая значимость для юношества предлагаемой им науки, «сколько приятной, столько полезной и необходимой». Главная цель эстетики приближение человека к совершенству, а это возможно благодаря развитию его душевных способностей. Основное содержание трактата Войцеховича «исчисление изящных искусств» и создающих их «эстетических сил». После подробной классификации практически всех искусств, известных в его время, как механических, так и свободных, Войцехович обращается к теме гения и таланта, дозволяя первому творить более свободно, как пролагающему новые пути в искусстве, тогда как второй представляется способным лишь к следованию путями гения или копированию его шедевров.

Желание отойти от баумгартеновской линии в эстетике, служившей, так или иначе, обоснованием классицизма в поэтике и других искусствах, прослеживается в учебнике по философии JI. Якоба, стремившегося познакомить русскую публику с идеями Канта. Раздел эстетики в его учебнике основывается на «Критике способности суждения», обосновывающей невозможность выведения правил для творчества, допускающей только субъективную всеобщность вкуса и этим самым лишающей эстетику статуса строгой науки. Значение эстетических идей Канта для немецкой литературы предромантической поры, освобождавших ее от скованности догматическими правилами классицистской поэтики, общеизвестно. Но для русского общества такие новшества могли показаться преждевременными. Поэтому Якоб смягчает некоторые формулировки кантовской эстетики, понимая, что они не будут восприняты его слушателями, воспитанными в атмосфере требования от науки и искусства служения гражданственности. Кроме того, он насыщает кантовскую эстетику привычными для русского уха идеями психологии и философии морали.

Добавить комментарий