«Теория» леворадикального терроризма

Она опирается на Баку­нина, Кропоткина, Сореля и таких современных идеологов «ре­волюционного насилия», как Ф. Фанон, Р. Дебре, Г. Маркузе и другие. Абсолютизируя тактику насилия, они извращают саму идею революционного насилия В результате левоэкстремист­ские фейерверки служат сигналом для разгула правого экстре­мизма и проведения репрессивных кампаний против всех про­грессивных и демократических сил, как это случилось в ФРГ во время полицейской охоты за членами «Фракции .Красной Армии», когда «взбесившийся бюргер» громил студенческие ор­ганизации, а телевидение показывало все перипетии расстрела «городских партизан» регулярными частями армии и полиции. Пропагандистский шум, поднятый в буржуазной прессе по пово­ду опасности «красного террора», служил одной цели — оправда­нию правоэкстремистской реакции. Эта опасность раздувалась до тех пор, пока в каждом длинноволосом молодом человеке обыватель не увидел потенциального повстанца и преступника. Диалектика социально-политической борьбы, альтернативные варианты использования насилия в интересах реакции или со­циального прогресса, сближение крайностей «левого» и правого терроризма, многоголосица теоретических истолкований и прак­тических акций «контестации» нашли специфическое отраже­ние и в западном искусстве. Демонстрация насилия в художественном произведении вы­свечивает проблему взаимодействия этического и эстетического в новом ракурсе. Английский эстетик Сирил Бэррет так форму­лирует возникающие здесь дилеммы: «Заключается ли цель ис­кусства в том, чтобы произвести определенное впечатление на аудиторию и по возможности изменить общество или, по край­ней мере, отношение отдельного индивида к теневым сторонам нашей жизни? Может ли демонстрация насилия в искусстве оказывать благотворное воздействие?.. Может ли изображение насилия быть морально нейтральным с этической точки зре­ния?»

Добавить комментарий