Теория познания в философии Суареса

Скажут: то же самое происходит со всеми прочими вещами. – Отвечаю: я допускаю это. Но есть отличие, и оно [заключается] в том, что остальные материальные вещи представляют только лишь различие в общих предикатах с духовными вещами, в то время как человек представляет, кроме того, другое отличие, которое является общим

Скажут: то же самое происходит со всеми прочими вещами. – Отвечаю: я допускаю это. Но есть отличие, и оно [заключается] в том, что остальные материальные вещи представляют только лишь различие в общих предикатах с духовными вещами, в то время как человек представляет, кроме того, другое отличие, которое является общим с ангелами, то есть бытие духовное (esse intellectivum). Кроме того, рациональная душа обнаруживает отличие, хотя и по аналогии, в отношении духовной субстанции. И поэтому человек и его душа относятся к метафизике по большему числу предикатов, чем прочие вещи.

18. К этому остается добавить ответ на третий пункт: так, хотя душа может существовать без тела, она не может быть без отношения к телу. И это есть существенное основание, чтобы она изучалась физикой. ‹…›

ПРИМЕЧАНИЯ

Д.В. Шмонин

НАУКА О ДУШЕ

(МЕТАФИЗИКА ПОЗНАНИЯ ФРАНСИСКО СУАРЕСА)

Теория познания в философии Суареса не «встроена» в онтологию, как это может показаться при первом взгляде на содержание его «Метафизических рассуждений». Более основательное знакомство с этим и другими произведениями Суареса позволяет обнаружить логику мысли философа. Поскольку метафизика имеет своим предметом бытие (в самом широком плане, включая Бога), она познает бытие. Следовательно, полагает философ, онтологический порядок нуждается в серьезном гносеологическом основании, что означает необходимость включения в метафизику раздела, который в соответствии с традицией носит название учения о душе.

Действительно, учение о душе представляет собой фундаментальный раздел метафизики Суареса. Если очертить его содержание, то в этот раздел войдут, помимо теории познания, начала антропологии и психологии. Прилагательное «фундаментальный», при этом, следует понимать как в общем, так и в буквальном смысле: во-первых, учение «о душе» изучает все основные проблемы, связанные с познавательной деятельностью человека, то есть с познанием бытия; во-вторых, онтологический порядок вещей, по мнению Суареса, нуждается в предварительном гносеологическом порядке; в третьих, наконец, с точки зрения хронологии, «наука о душе» была исследована Суаресом задолго до приведения им в систему собственного учения о бытии.

I.

«Метафизика познания» Суареса изложена им в «Комментариях на книги Аристотеля «О душе» ». Это одна из важнейших работ испанского философа, которую, без сомнения, следует поставить в один ряд с «Метафизическими рассуждениями». Она сложилась из материалов лекционного курса философии Аристотеля, прочитанного Суаресом в 1572 году в Сеговии.

Добавить комментарий