Теория вертикальных структур

Теорию вертикальных структур можно критиковать с многих позиций, в том числе.(и в первую очередь) за то, что, как справедливо считают Р. Моуэр и Е. Сугимото, она не в состоянии во всех деталях объяснить социальную организацию Японии. Однако именно она помогает выявить те ее отличительные черты и характерные особенности, которые, повыражению НаканэТиэ, составляют «структурную сердцевину», и понять принципиальные механизмы управления специфическим социумом.

Исторические факты свидетельствуют о том, что традиции иэ вполне сознательно использовались национальной элитой в процессе строительства нового общества. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи. В истории Японии имеется достаточно много свидетельств тому, что формирование системы пожизненного найма и повозрастной! заработной платы происходило по инициативе предпринимателей». В результате традиция выступала не только в качестве элемента реальной жизни, но и культивировалась как ее идеал.

В этом смысле можно считать успешной и попытку Наканэ Тиэ и ее последователей увидеть признаки того, что все в Японии живут по единым законам вертикального общества. Идеология патернализма не только маскирует социальную стратификацию от сторонних наблюдателей, но во многих случаях освящает неравенство в глазах японцев. «Когда признаки социального неравенства, — пишет Бернард Эккле стон, — становятся совсем очевидными, они с готовностью оправдываются доминирующей идеологией. Чтобы женщины воспринимали как должное свое положение на рынке труда, идеология делает упор ^а жертвенности их роли в качестве хороших жен и мудрых матерей». Когда пенсионеры работают в старости, то тем самым демонстрируют идеал приверженности традиционной трудовой этике. «Факты дискриминации корейцев оправдываются в глазах большинства тем, что те как «чужие», вполне понятно, занимают место подчиненной национальности среди «своих» представителей в целом единой нации».

Добавить комментарий