Торговые площади

При этом система взаимных обязательств между розничными магазинами и головной фирмой состоит в следующем: первые предоставляют торговые площади для ее товаров и поддерживают возможно более высокие цены на них; вторая обеспечивает их финансовыми ресурсами и консультациями по вопросам управления, а также поощряет их за поддержание высоких цен, используя субсидии и различные виды скидок к цене товара.

В отличие от горизонтальных групп типа кигё сюдан, где отношения между компаниями носят равноправный характер и гае каждый имеет примерно одинаковые преимущества, в вертикальных кэйрэцу, напоминающих квазисемейную организацию, позиции сторон, а также извлекаемые ими преимущества выглядят поразному. Основные преимущества, получаемые головными фирмами благодаря участию в кэйрэцу, по мнению японских специалистов, заключаются в следующем.

Во-первых, система пожизненного найма, применяемая практически во всех крупных японских компаниях и связанная со значительным объемом материальных и моральных обязательств фирм перед своими работниками, побуждает менеджеров в возможно большей степени сужать слой работников, на которых она распространяется. Вынос значительной части производственного процесса за пределы головной фирмы, т. е. в субподрядные предприятия, позволяет ей, с одной стороны, сократить текущие расходы на рабочую силу (так как зарплата на них на 3040 ниже), а с другой — защитить от воздействия конъюнктурных колебаний саму систему пожизненного найма, передавая мелких и средним фирмам функцию «абсорбентов потрясений». (При этом, как отмечает известный японский ученый Аоки Масахико, страхуется, прежде всего, сам статус постоянных работников, и уже во вторую очередь — условия труда, т. е. продолжительность рабочего дня, размер заработной платы и т. д.).

Добавить комментарий