Центральным образом

Центральным образом, объединяющим всю пьесу идейно» и композиционно, является Дуня. Просвещение народа, всеобщий труд как средство избавления людей от всех общественных зол, хождение в народ с целью просвещения — все эти идеи связаны с образом Дуни. Они, как частные вопросы более общей проблемы — интеллигенция и народ — глубоко интересовали поэта в ту_пору. Поэтому естественно видеть в них центр проблематики пьесы, а в образе Дуни центральный образ, с которым связано и сюжетно-компози- ционное движение произведения в целом. Проблему смены дворянского сословия буржуазной мьг потому и назвали второстепенной, что она только намечается в первом действии, а затем исчезает. Автор показывает героиню уже в другой среде, с другими интересами и на них фиксирует внимание читателя, как на самом главном в произведении. В первом действии Дуня в среде взбалмошной аристократки и слабохарактерного богатого мещанина Сомова. Здесь не лишне сказать, что, если правомерно видеть в образе Марии Павловны «отражение процесса разрушения старого дзо- рянского мира», то столь же неравомерно видеть в Сомове представителя нарождающейся буржуазии, «кулака-мироеда» (А. Цаголова). По своему характеру Сомов — это скорее Обломов, нежели Лопахин («Вишневый сад»), барин, а не кулак-мироед. Его разговор с приказчиком Гурчиным, а затем и с Дуней — это прямая аналогия с «жалкими словами» Обломова, с его диалогами с Захаркой. Из рассказа приказчика Сомову ясно, что его мельница не выдержит конкуренции с мельницей немца («чего доброго, подорвет.

Добавить комментарий