Цомак Гадиев

Это, конечно, еще не история. Ни по объему фактического историко-литературного материала, ни по глубине анализа отдельных произведений и характеристики творческого наследия писателей рукопись Гадиева не удовлетворяет требованиям научной истории .литературы. Правда, в этом нет вины автора. Он — зачинатель в этой области. С его именем связаны первые робкие шаги осетинского литературоведения. С него начинается не только осмысление историко-литературного процесса как са- ;мостоятельного предмета исследования, но и собирание и издание литературного наследства, а также биобиблиографического материала. И все же Цомак дал целый ряд концепциониых положений, целиком принятых и подробно разработанных исследователями позднее. Между тем, о них или не упоминают (стали общепринятыми), или преподносят их как «неосуществленные намерения» (X. Ардасенов). Цомак Гадиев первый высказал мысль о том, что возникновение осетинской литературы связано с последствиями присоединения Осетии к России. Он первый определил место Коста Хетагурова в истории осетинской культуры как «певца горской бедноты», выразителя революционных чаяний осетинского крестьянства. Наконец, Гадиев первый дал для своего времени глубокую общую идейно-эстетическую характеристику наследства Темырболата Мамсурова, Коста Хетагурова, Сека Гадиева, Елбасдуко Бритаева и Александра Кубалова. И надо сказать, что эти характеристики в ряде случаев и до сих пор остаются образцовыми. Правда, систематического курса истории литературы Цомак не успел создать.

Добавить комментарий