Творческая активность субъекта

При всей революционности романтического мировоззрения оно не возникло на пустом месте, а было тесно связано с духовным контекстом своего времени, который наряду с романтизмом составляли воззрения И. Гете и Г. Гегеля, идеи предшественников: И. Канта (о творческой активности субъекта и связующей роли эстетики в культуре), И. Фихте (о свободном самосознающем субъекте, постигающем себя через другого), просветительские представления о единстве чувства, разума и воображения и целеустремленности культурного творчества, сентименталистские о культурной значимости сферы чувственности. Младшими современниками романтиков были Т. Готье и Ш. Бодлер, ставшие идеологами последующих эстетизма и символизма, сторонники «одомашненного романтизма» в лице «бидермейера», и, наконец, не менее влиятельные в художественной картине XIX века реалисты и неоклассицисты. Таким образом, романтизм не был ни единственным, ни самым масштабным культурным движением первой половины XIX века, но он был первым, прокладывавшим путь к становлению культуры нового типа: «Весь романтизм в движении к новому, в переходе, в динамике, которая осмысляется как разрушение и восстановление, как разрушение и строительство. Если рассматривать романтизм во всей полноте осуществившихся возможностей, то романтизм это не такаято «школа», не такоето направление и не взгляды такогото теоретика, а лишь определенное закономернопротиворечивое и драматическое по своему выражению соотношение языков культуры на историческом переломе рубежа веков. Этим объясняется исключительное многообразие романтических идей, появляющееся на кратчайшем отрезке исторического развития».

Добавить комментарий