Убить и умереть

А ведь «убить и умереть для осетина времен «Особа» были синонимы; убивая сегодня, он знал, что сам также будет убит, если не завтра, то послезавтра или через неделю. Прежде чем оплакивать убитого, осетины оплакивают убийцу». Типические картины всех этих явлений жизни мы находим в творчестве Коста и до, и после написания «Особа». Это еще раз говорит об единстве политической, исторической и художественной мысли поэта, о многосторонности связей его публицистики и художественного творчества. Описав и проанализировав прошлое народа, обратив особое внимание на долю бедного и слабого в системе экономических, политических, сословных и правовых отношений патриархально-феодального уклада жизни, Коста естественно и неминуемо приводил читателя к убеждению, что к этому прошлому нет возврата. С другой стороны, поэт приводит и к другому, не менее важному выводу: современная практика управления горцами царской администрацией не сообразуется с духовным обликом населения, с его традициями, с пережитками прошлого, поэтому отпугивает его от настоящего, заставляет его предпочитать прошлое. Эту мысль в «Особа» Коста только намечает, но к последующей его публицистике она получила всестороннее развитие и неотразимую аргументацию. Можно сказать, что из проблематики, намеченной в «Особа», позднее «выросла» публицистика Коста Хетагурова. С этой проблематикой тесно связана и последующая поэтическая работа Коста. С другой стороны, «Особа» подытожила многолетние глубокие раздумья поэта над историческим, социально-экономическим и культурным прошлым родного народа.

Добавить комментарий