Универсалия в метафизическом аспекте

Универсалия в метафизическом аспекте, таким образом, есть, по Суаресу, то, что внешне обозначает вещь.

Здесь есть нюанс, требующий разъяснения. Из сказанного выше следует, что Суарес различает два вида универсалий: 1-й вид – понятия (concepta), являющиеся результатами ума, зависимые от содержания и операций разума, которые технически можно определить

Универсалия в метафизическом аспекте, таким образом, есть, по Суаресу, то, что внешне обозначает вещь.

Здесь есть нюанс, требующий разъяснения. Из сказанного выше следует, что Суарес различает два вида универсалий: 1-й вид – понятия (concepta), являющиеся результатами ума, зависимые от содержания и операций разума, которые технически можно определить как entia rationis; 2-й вид – те вещи, чье существование независимо от содержания и операций разума, определяемые по своему статусу как entia realia, названные (denominatur) универсалиями и познанные посредством понятий (concepta).

Каков же статус природы (сущности, чтойности, формы) единичной вещи, благодаря которой мы познаем эту вещь? Природа единичной сущности есть лишь аналогично и потенциально универсальная. Она есть универсалия ровно настолько, насколько является абстрагированной и выполняет в разуме функции представителя вещи.

Все вещи, по Суаресу, которые существуют независимо от операций разума, должны быть единичными (singulares). «Бытие универсальным», таким образом, не является внутренним (intrinseca) свойством чего-либо, если только это не общее понятие. То есть, реальные сущие, названные универсальными in re, ничем не отличаются и не могут быть различены от индивидуальных субстанций. Точнее, единичные вещи, чье существование независимо от ума, могут быть корректно названы универсальными только в результате логических и языковых операций – «внешних наименований» («denominatio extrinseca»).

XII.

Внимательный читатель, однако, укажет на другие формулировки, встречающиеся, например, в тексте «Метафизических рассуждений». В частности, в этом произведении Суарес прямо говорит, что «вещи, называемые универсалиями, действительно существуют реально». На наш взгляд, речь следует вести не опротиворечии или о несогласованности мнений, но о необходимости правильного понимания процесса деноминации. Для обеспечения правильности такого понимании необходимо вернуться к суждениям Фомы, на которые опирается Суарес.

В «Сумме против язычников» (или в «Сумме против языков» – «Summa conta Gentes», – как называет это произведение Суарес) Аквинат выражает следующую мысль: Существуют два способа, по которым может деноминативно обозначаться некая вещь. Во-первых, по тому, что существует вокруг нее, то есть, когда она сказывается «находящейся там-то в соответствии с местом и тогда-то в соответствии со временем». Во-вторых, вещь может быть обозначена тем, что внутри нее. Так, нечто сказывается белым от белизны.

Добавить комментарий