В очерке «Особа»

Живого свидетеля и участника событий прошлого, писать этнографические мемуары, которыми он воспользовался в очерке «Особа», целиком посвященном ^описанию и анализу общественной жизни горцев-осетин вдореформенную эпоху, главным образом в первое тридцатилетие XIX века. Приведенные соображения, как нам кажется, дают основание отнести написание «Плачущей скалы» к годам первой ссылки 1891—1893 гг. хотя возможна и другая дотировка. Анализ идейно-художественного содержания поэмы осложняется тем, что историко-философская проблематика ее вырастает на материале народной легенды. Историко-философская концепция автора проглядывает уже в переделке сюжета легенды. В народном предании сюжет легенды сводится к следующему. Посреди гор, у подножья большой скалы стоял древний аул Амгай. С давних пор жители его промышляли набегами, занимались и хозяйством: сеяли овес, кукурузу, держали скотину. Все бы шло у них своим порядком, если бы аллах утвердил на высокой скале дозорную башню. Жители неоднократно пытались построить башню, но каждый раз она разрушалась. Тогда «сторожил аула, почетный Куденет» наложил на себя добровольную уразу и, вздымая руки, молил небеса открыть «свою волю». Бог открыл старику «свою волю». Куденет сказал: «Велик Аллах на небе и пророк его Магомет! Живого человека мы еще ни разу не приносили ему в дар он гневается на нас.» Население аула не посмело не выполнить воли аллаха и решило кинуть жребий. Куденет взял две пригоршни мелких белых камешков, примешал один красноватый и, сошедши с фундамента башни, высоко бросил вверх- Красный камень покатился со скалы.

Добавить комментарий