В Осетии

В Осетии и поныне сохранились воспоминания о родах-братьях. До сих пор отдельные фамилии называют друг друга родичами, возводя свое происхождение к одному родоначальнику. По этой схеме братства разных родов получается, что род, размножаясь, разветвляется и со временем связь между отдельными ветвями до того ослабляется, что становится лишь историческим воспоминанием. Думается, что оказавшись в трагической ситуации, разгромленные и обескровленные монгольскими нашествиями роды естественно должны были прийти к идее братания перед лицом произвола сильных фамилий. В этих условиях только такое братство могло явиться надежной формой самообороны для слабых, одиноких родов. С течением времени, когда слабые роды окрепли и уже не нуждались в этом братстве, оно все еще продолжало жить в памяти поколений как доброе воспоминание. В поэме «ЛЕфхаердты Хаесанае» идеи братания слабых родов нет, но судьба последнего представителя разбитого рода, одинокого, «обиженного» историей, «испытавшего много горя» перед произволом сильных родов иного положительного исхода и не может иметь. Правда, в поэме есть другой вариант-— покровительство сильного рода. Но оно унижает достоинство человека, ставит его в зависимое положение, избавляет от преследования сильного рода, но не от его презрения, спеси и гордыни. В поэме целый ряд Одиноких. Это — Соламан, его жена Госама и его сын Хасана, которые не прощают обид сильным Мулдароцым и погибают в неравной борьбе. Это и Хамырза Мулдаров, убитый рукой Хасаны.

Добавить комментарий