В поэме «Перед судом»

В поэме «Перед судом» автор сводит разбойника рассказчика с врагами судьями. Это уже прямое обращение к объекту обличения, как и в поэме «Кому живется веселое. В лирике Коста чаще всего обращается к одному лицу к матери, к сестре, к другу, к любимой и т. д. поэтому ли- рические. стихи поэта чаще всего имеют форму беседы, с другом или же являются внутренними монологами. Из этих бесед читатель как бы выключен. Это — размышления вслух с самим собой. Они подчас не рассчитаны на широкий круг читателей, на общественный резонанс. Правда, и в лирике Коста нередко обращается к читателю, но, как правило, в полемических целях («Я не поэт…», «Я не пророк…», «Да, я люблю ее» и т. д.), т. е. к адресату, чуждому его идеалам {«Но любви и талантов не требую, друг» и т. д.). Творчество Коста этого периода носило преимущественно обличительно-сатирический характер, поэтому условно поэтическая позиция поэта чаще всего предстает перед нами как трибуна, с которой произносят полемическую речь перед чуждой аудиторией. Поэт-трибун не согласен с существующим порядком вещей, он обличает, издевается, высмеивает, упрекает, показывает картины ужасающей нищеты народа и для контраста — картины роскоши, безделья и разврата «врагов народных». При этом, как правило, у поэта нег €ще чувства единства с народом. Чувство одиночества и отчаяния, нередко прорывавшееся в лирике поэта, могло возникнуть помимо всего прочего еще потому, что поэт знал и защищал народ. Но защищал ли его народ как своего поэта — такой уверенности нет еще в его лирике.

Добавить комментарий