Вернувшись в Осетию

Вернувшись в Осетию, Баев выступил со статьей. И жизни осетин Калым. В статье автор приветствует прогрессивные начала в жизни родного народа, возникшие в пореформенный период, отвергает, как в свое время Инал Кануков, старые идеалы, которые «уже клеймятся позором самим народом и отходят в область предания, как отголоски невозратного прошлого». Баев безоговорочно осуждает калым, как «позорное ярмо», как реакционный обычай, разоряющий и без того стесненное хозяйство народа, вызывающий хищения, месть, убийства. «Калым ведет к развращению нравов», «молодежь подбивается к воровству, чтобы наварованным добром купить себе подругу жизни», «ведет за собой самые печальные последствия для брака», ибо вызывает «открытую продажу девушек», «подрывает семейное и общественное благосостояние» народа. Здесь же он ратовал за выборность аульных старшин. Такая позиция не могла не импонировать демократизму Коста Хетагурова, который, конечно, несравненно глубже понимал социальную природу этого обычая и предлагал иные средства к его уничтожению. Гаппо Баев стал собирать памятники осетинского народного творчества, а некоторые из них переводить и публиковать на русском языке. Так, в начале 1895 года он опубликовал Прозаическое изложение «Сказания об одиноком» в газете «Северный Кавказ», которую в то время редактировал Коста Хетагуров, а в «Терских ведомостях» прозаический перевод поэмы «Лфхаердты Хаесанае». Позднее он осуществил издание четырех небольших книжек: «Гаелаебу» («Бабочка»—-1900).

Добавить комментарий