Владимир спорит

Владимир спорит со средой не только и даже не столько о боге. Спор идет о том, стоит ли, целесообразно ли вести борьбу против существующего строя за новую жизнь, за счастье людей или нет. Даже самый вопрос о смысле человеческой жизни и человеческого достоинства встает именно в этой связи. Если высоко звание человека, то стоит бороться за его освобождение, ибо в этом случае свобода человеческой личности — главное условие ее величия и красоты, И нет силы, которая бы устояла против стремления личности к свободе. Даже самая гибель личности в такой борьбе есть счастье («Борись, и горе счастьем заменишь»). Само признание бога необходимо Владимиру именно для обоснования величия и красоты звания человека. Отрицание бога, божественного происхождения человека приводит его к мысли о низости человеческой природы, к отрицанию разницы между человеком и животным, к отрицанию всего святого, к проповеди эгоизма, к признанию безцельности и бессмысленности человеческого бытия. Отсюда прямой путь к признанию незыблемости существующего мира, естественности рабства и пресмыкательства, бессмысленности борьбы. Словом, все привычные представления Владимира об идеале человеческой жизни к человеческого достоинства рушатся, переходят в свою противоположность, добро оборачивается злом, красота—безобразием, и в его душе наступает хаос. Источник трагедии Владимира в томи заключается, ч го он стал проповедовать эту нигилистическую доктрину, но внутренне всем своим существом восстает против нее. В душе он убежден в высоком назначении и смысле человеческой жизни.

Добавить комментарий