Власть отдельных лиц

Ясно, что трагедия Залды и Кази в данном случае вызвана не столько жестокостью патриархальных адатов, сколько властью денег и отдельных лиц: «чиновничьей бюрократии, царской администрации и несправедливого суда». Администрация «власть отдельных лиц» развращает людей, разлагает их духовно, прививает им звериную мораль, а деньги и богатство побеждают в человеке человеческое, разрушают, опошляют его, таков смысл рассказа.

Писатель потому и нападает с таким ожесточением на произвол администрации и несправедливость официального суда, что в их действиях видит единственную цель личную выгоду. Писателя поражает духовное убожество этих «отдельных лиц», ведь ничто человеческое им не дорого, они только любят себя и свои животные прихоти. Поэтому их убогой «философии» жизни он противопоставляет высокие этические убеждения и духовную красоту рядовых горцев «одиноких».

Это противопоставление ясно намечено в амом сюжет, в ряде ситуаций, в диалоге между Зарбегом и Кудзаном. Оно углублено в авторских характеристиках персонажей и в мотивировке их поступков.

Зарбег преследует Залду не по какимто высоким побуждениям, а ради удовлетворенния чисто животной страсти. Как в его философии, так и во всех поступках на первом месте корысть, стремление к пьянству и разврату. Он и алдару служит 5. Н. Джусойты      65 не по какимто убеждениям, а по расчету (с богатого алдарско го стола перепадает и ему жирный кусок), Кудзану покровительствует также по расчету. Власти интересуются его судьбой тоже по расчету: они обвинили Залду в убийстве, арестовали ее, а все имущество Зарбега забрали. Суд на стороне администрации, потому что интересы у них одни. Совершенно другие мотивы лежат в основе поступков положительных героев: Кази и Залду связывает сила большой и верной любви, и действуют они, подчиняясь этой благородной силе.

Добавить комментарий