Восприятие рельефа

Восприятие рельефа, климата и сезонных явлений находит всеобъемлющее отражение в культуре. По точному замечанию французского ученого О. Берка, в японском миросозерцании культура, особенно произведения искусства, воспринимаются как высшее выражение природы, она сама — как завершение культуры. Природа в его понимании есть «то, что не имеет смысла ни благодаря челсуеку, ни для него и тем не менее присутствует в человеке и вокруг него». В подтверждение такой точки зрения автор приводит, в частности, понятие фудо, означающее одновременно и климат, и состояние нравов.

Неразрывность культуры и природы наиболее наглядно можно заметить в искусстве разбивки японских садов — копирование природных ландшафтов. Например, пруды в саду Храма мхов или Золотого павильона в Киото повторяют небольшое озеро у подножия горы Ходака в преф. Нагано. Одной из характерных черт японского градостроительства является следование естественной топографии местности, что проявляется в хаотической застройке, в стремлении вписывать здания в окружающий ландшафт. В целом понятие природы у японцев имеет этикоэстетический характер.

Разнообразие ландшафта и климатических условий самым тесным образом связано также с особенностями хозяйственной деятельности. Достаточно упомянуть японское сельское хозяйство с его ставшими символами страны небольшими клетками залитых водой рисовых полей и возделанными террасами на горных склонах. Во взаимодействии с ландшафтом у японцев рельефно просматривается не только потребительское, но и охранительное отношение. Свидетельство тому — разрешение в значительной степени проблемы защиты окружающей среды в настоящее время.

Добавить комментарий