Воспроизведение жизни

А то, что он не имел возможности испытать или наблюдать в действительности, искусство предлагает заменить своими произведениями. Так копия, снятая с картины, дает некоторое представление о ней для тех, кому оригинал остается недоступным. Искусство не ограничивается воспроизведением жизни, произведения искусства имеют и другое значение объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни. К перечисленным функциям искусства Чернышевский добавил еще одну быть учебником жизни, и сам практически доказал ее осуществимость. Роман «Что делать? » стал таким жизненным руководством для огромного числа юношей и девушек, стремившихся подражать героям романа (заключать фиктивные браки, чтобы освободиться от опеки родителей, открывать швейные мастерские, готовиться к революционной борьбе и т. п.), притом что как художественное произведение его никто не воспринимал.

В идейной борьбе, разгоревшейся вокруг диссертации Чернышевского и его позднейших произведений, образовался целый ряд мнений от резко отрицательных до положительных. Мы не будем приводить отзывы тех, кому личность Чернышевского была глубоко антипатична (Боткин, Дружинин, Случевский, Тургенев, Фет), ибо априорно ясно, что они могли быть только отрицательными. Не будем также указывать мнения людей, близких Чернышевскому по родственным и дружеским связям (А. Н. Пыпин, сумевший добиться второго издания диссертации в 1865 г., когда ее автор уже отбывал каторгу; М. А. Антонович, продолжавший линию «реальной критики» в журнале «Современник»). Стоит привести размышления литераторов, стоявших в стороне от ожесточенной борьбы революционных демократов и либеральноконсервативной интеллигенции, А. Я. Немировского, воплощавшего собой, по выражению Б. Ф. Егорова, «уравновешивающее начало», а также близкого ему по духу Н. И. Соловьева, кроме того, суждения Д. И. Писарева и В. С. Соловьева, привлекающие своей неожиданностью.

Добавить комментарий