Всати

«Всати», представляющей собой совершенно оригинальную поэтическую трактовку народных преданий хоровых песен, притч и сказаний о божестве нехищных зверей в осетинской мифологии Всати. Как видно из анализа басни «Упрек», Коста брал сюжетную ситуацию из фольклорного источника и на ее основе создавал свое, новое во всех отношениях произведение. При эгом поэтическая форма этих произведений настолько оригинальна, т. е. не имеет никаких точек соприкосновения с источником и даже с народным стихом и формальными особенностями фольклорной поэзии, что не видеть ее невозможно. И все исследователи творчества Коста единодушны в оценке этой стороны «вмешательства» поэта в фольклорный текст. Самый авторитетный из современных исследователей Коста В. И. Абаев пишет: «…поэтические создания народа получали в его руках настолько совершенную, чеканную форму, что, возвращаясь в народ, они вытесняли народные варианты… Так случилось, например, с охотничьей песней «Всати». Такого же мнения и глубокий знаток не только поэзии Коста, но осетинского фольклора, поэт и исследователь Нигер: «Некоторые из лучших произведений Коста являются обработкой фольклорных сюжетов и мотивов. Коста превращал как бы волшебной силой примитивные народные песни и сказания в перл художественного творения («Авсати», Ужлмаердты», «Лаескьдзаераен» и др.). Характерно, что в этих высказываниях подчеркивается формальное новаторство поэта при обработке фольклорных памятников. И это, конечно, верно. Однако упускается из виду, что Коста создавал прежде всего именно новое содержание.

Добавить комментарий