Вступительные экзамены

Хотя система образования является в целом достаточно эгалитарной и жесткие вступительные экзамены независимо от социального положения поступающих отбирают наиболее достойных, существует ранжирование всех типов учебных заведений. Селекция идет не по качеству образования, а по престижности места обучения. Престижный детский сад в значительной мере автоматически открывает двери в элитарные школу и университет, что, в свою очередь, гарантирует место в политической и экономической элите. Таким образом при всей огалитарности остается иерархичность системы, и качество высшего образования зачастую не является критерием для занятия высших постов в административных органах. Другими словами, сосуществуют прежние и новые факторы социальной мобильности.

В настоящее время Япония стоит перед очередной реформой системы образования. Главной ценностью в этой области признается ориентация на воспитание творческой личности в большей степени, чем на воспитание прилежного работника. Иначе говоря, ставится цель формирования общества, ориентированного на культуру.

Высокий уровень образованности японцев делает их социально активными. Как свидетельствует опрос общественного мнения, более 60 населения проявляет повышенный интерес к положению в обществе и к политике правительства. Более того, на вопрос «необходимо ли интересоваться политикой, чтобы улучшить жизнь», 90 ответили положительно. Это, несомненно, говорит о том, что активная жизненная позиция является важной ценностью для японцев, равно как и прагматизм, интерес к материальным благам и дисциплинированность, но при этом и способность к определенным лишениям ради достижения благополучия в будущем не только для отдельной личности, но и для всего общества. Это наиболее наглядно проявилось в тяжелые послевоенные годы.

Добавить комментарий