Вторая часть XII главы

Имеется в виду, что содержание вопроса указывает, к какой фигуре, к какому из 9 субъектов и к какому сочетанию букв и т.д. относится вопрос. Например, если вопрос касается отношений между Dignitas, то вопрос следует применять к первой фигуре, т.е. к первой части. Если вопрос имеет отношение к какому-либо из

Имеется в виду, что содержание вопроса указывает, к какой фигуре, к какому из 9 субъектов и к какому сочетанию букв и т.д. относится вопрос. Например, если вопрос касается отношений между Dignitas, то вопрос следует применять к первой фигуре, т.е. к первой части. Если вопрос имеет отношение к какому-либо из субъектов лестницы бытия, то вопрос относится к 11 части раздела, к соответствующему субъекту и т.д. Подчеркивается необходимость уметь соотносить любой возникший вопрос к соответствующим местам данного искусства.

Вторая часть XII главы говорит о необходимости овладения «методом и процедурой текста» искусства, «для доказательства и разрешения других вопросов». Данное овладение заключается прежде всего в умении использовать пример разрешения, представленный в тексте для объяснения другого примера.

Здесь говорится об умении разрешать возникающие вопросы, подражая изложенному методу. Т. е. после установления тождества вопроса и определенной части искусства, следует разрешать вопрос, исходя из установленной части текста и в соответствии с методом, явленным в примерах.

Третья часть устанавливает, что мастер должен овладеть методом для «умножения вопросов и решений применительно к одному и тому же выводу, как указано в 3-й и 4-й фигурах и таблице» [4, С.42]. Таким образом, мастер не только должен уметь соотносить вопрос с определенным местом текста, разрешать его, но и умножать вопросы и решения применительно к одному и тому же выводу. Обозначены все действия мастера по освоению «Искусства», которые можно сравнить с первым и вторым видом правила С. Относительно какого-либо вывода пройден полный круг умножения вопросов и решений.

Если все вышеописанное исполнено, перед нами предстоит действительно мастер, обладающий трудно перечислимым количеством вопросов и решений.

Глава XIII посвящена методу обучения по данному «Искусству». Ее можно сравнить с 3 и 4 видами правила С. Происходит рассмотрение отношений уже не между мастером и «Искусством», а между мастером и учеником. Совершается как бы выход во вне.

Данная глава, как и предыдущая XII, занимает в «Ars brevis»и «Ars magna» лишь страницу текста. Она подразделяется Луллием на 4 части:

1. Знание мастером наизусть алфавита, фигур, определений, правил и устройства таблицы.

2. Объяснение не должно быть связано с авторитетами а должно базироваться на доводах разума, посредством которых Мастер объясняет вопросы, возникающие у учеников, обучающихся данному «Искусству», которые, в свою очередь, должны спрашивать мастера о том, что им неясно.

Добавить комментарий