Выражается функциональный характер

Таким образом, выражается функциональный характер определяемых предметов.

Другой отличительной особенностью луллиевых определений является то, что в них воплощается следующая модель: 1) носитель силы, активное начало, 2) тот, на кого /или на что/ сила направлена, кто/что/ ее воспринимает, 3) само проявление силы, ее действие, объединяющее два первых элемента

Таким образом, выражается функциональный характер определяемых предметов.

Другой отличительной особенностью луллиевых определений является то, что в них воплощается следующая модель: 1) носитель силы, активное начало, 2) тот, на кого /или на что/ сила направлена, кто/что/ ее воспринимает, 3) само проявление силы, ее действие, объединяющее два первых элемента в единое целое. В основании данной модели лежит образ святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. В соответствии с вышеизложенной моделью Луллий и выстраивает свои определения [9].

Наконец, бесспорная очевидность определений, их «тавтологичность» выполняет задачу установления общего основания для дальнейшего обсуждения. Этому способствует форма построения определения. Ведь оно не предлагает новых терминов и не говорит о каких-либо сущностях, требующих дальнейшего пояснения. Но если предлагаемая Луллием форма определения принимается, то тем самым в неявной форме принимается и пространство рассуждения, ведущее в конечном счете к приятию образа Святой Троицы. В этом отношении представляется интересным ответ Луллия на вопрос своего ученика и последователя Le Myesier, который спрашивает учителя, почему нигде в «Искусстве» не говорится о Святой Троице? На что Луллий отвечает, что «Искусство» предназначено для всех христиан, иудеев и мусульман. Но если бы христианские догматы были бы выражены явно, тогда оно не могло бы быть принято всеми. Поэтому они содержатся в неявном виде. Определения Луллия как раз и построены таким образом, чтобы способствовать главной цели «Искусства» – обращению «неверных» в христианскую веру.

IV глава «Ars magna» посвящена правилам. Под правилами Луллий понимает вопросы. Они занимают третью рубрику в алфавитной таблице. Всего их 10. Для того, чтобы они соответствовали девятичленному делению, в последнюю, девятую строку помещены одновременно два вопроса. По мнению Луллия, все другие вопросы можно свести к этим десяти. Каждый вопрос, в свою очередь, разделен на виды.

Вопрос первый, расположенный под буквой В, спрашивает о том, существует или нет исследуемые вещь или понятие. Он имеет три вида: сомневающийся, утверждающий и отрицающий.

Вопрос «С» «что?» имеет 4 вида. Первый вид такой, «когда спрашивают, что есть разум? На этот вопрос следует отвечать, что он есть сила, чья функция – понимать». Второй вид относится к тому, что есть данная вещь в самой себе. В отношении интеллекта таковыми будут его корреляты, т.е. интеллект как сила или как субъект, который действует, интеллект как объект, на который направлено действие и сам акт понимания, связывающий в одно целое два предыдущих коррелята.

Добавить комментарий