Художественные эксперимен­ты

Эта общая концепция, давшая основание для многих инте­ресных, но отнюдь не бесспорных, получила подкрепление и в эмоциональном настрое контр — культуры. В заключение своего знаменитого эссе «Против ин­терпретации» (1966) Сьюзен Зонтаг — адепт и представитель «новой чувственности» — определила ее как освобождение чувств от разума и соответственно вытеснение литературы с ее «тяж­кой ношей «содержания», одновременно репортажа и нравствен­ного суждения», искусствами «со значительно меньшим содер­жанием и более умеренными формами нравственного сужде­ния, такими, как музыка, фильмы, танец, архитектура, скульп­тура» . Вместе с тем, как мы убедимся, исследованные нами куль­турологические тенденции не могли привести к формированию самостоятельных направлений в искусстве. «Новый» консерва­тизм, как движение для искусства более запрещающее, нежели побуждающее, подчеркнул значение определенных тематиче­ских пластов, влияющих на политический и эстетический ха­рактер конфликтов и предлагаемых путей их решения, на фор­мы активного воздействия на читателя, зрителя, слушателя, но отнюдь не претендовал при этом на порождение особого худо­жественного течения. Правда, контркультура по определению как бы предполагала подобную попытку, однако художественное ее содержание ока­залось шире декларируемых «чистых» форм, находящихся «на грани» искусства и жизни. Разного рода «хеппенинги», «граф­фити», выступления «подпольных» прессы и кинематографа, «по­литико-художественные» лозунги, бытие «коммун», наркотиче­ские «действа» и демонстрации составляли лишь небольшую надводную часть айсберга. Подлинное значение контркультуры обнаруживается при ее анализе одновременно как результата и генератора глубинных изменений в структуре и формах худо­жественного творчества в развитых капиталистических стра­нах.

Добавить комментарий