Японское общество

Если им это удастся, то тогда можно будет говорить о переходе японского общества к классической западной модели политического структурирования, когда политический спектр современного общества представлен двумя основными альтернативами — либерально-консервативной и социал-демократической. Различие между ними в этих обществах отражает логику социального прогресса за счет попеременного использования наиболее эффективных рычагов — рыночных механизмов, обеспечивающих наиболее эффективное развитие, и государственного регулирования для более полного обеспечения социальной справедливости и стабильности.

Но специфика социальной организации японского общества, о которой шла речь, дает основание полагать, что вряд ли это осуществимо. Скорее речь может идти об образовании двух крупных либеральноконсервативных партий, которые сами по себе и внутри себя в лице фракций будут отражать разные политические тенденции, философии развития и сменять друг друга у руля власти.

В политической традиции Японии широко использовался механизм, при котором власть была представлена двумя лицами — номинальным и фактическим правителем, неким дуализмом власти. При этой системе первые лица государства являются лишь ее фасадом или даже ширмой, за которыми скрываются реальные властители. Этот механизм, вообще, характерен для восточных обществ. Его следы можно найти, в частности, в современном Китае, где по крайней мере до последнего времени власть Ден Сяопина, не имевшего никаких официальных постов, над Политбюро КПК была полной.

Добавить комментарий