Явившись в среду на вершину

Явившись в среду на вершину скалы, где построили башню, Мами после долгих разъяснений справедливости божеской воли наконец оглашает ее: «Нужна жертва, — говорю вам откровенно… Пусть дети, не старше пяти лет, Бегут на перегонки, и кто из них первый Вынет из шапки этот амулет, Того принесть в жертву искупленья и сжечь его здесь при нас на костре». Услыхав .такую «волю небес», народ не выдержал, переполнилась чаша терпенья: Народ кричал в ужасе: — Ведь это преступленье! Такого стиха в Коране нет нигде Логика «почетного старика» никак не могла убедитъ народ, но старики прибегли опять к испытанному средству — игра на его патриотических чувствах. Народ и на этот раз был обманут: «Народ молчал, выражая свое согласие» пожертвовать за родину своими детьми. Жребий пал на сына вдовы Азау, дочери Сабана. Здесь, «собственно, как и в легенде, кара падает на голову виновника — Сабана. Это — проявление народного убеждения — преступление не остается ненаказанным. Разница только в том, что в легенде народ как бы удовлетворен этим, а свой гуманизм проявляет лишь в решимости разделить с виновником кару, но к судьбе самих жертв остается глух, не сомневаясь в их необходимости. И в поэме народ еще молчит, но начинает сомневаться в необходимости тех жертв, которые предлагают принести «старики почетные» и боги, уже не верит •слепо старикам, хотя и не решается открытое выступить против воли небесной и земной — бога и стариков. Однако, когда Мами бросил мальчишку в костер, а за ним кинулась в огонь мать, народ не выдержал.

Добавить комментарий