Забитость народа

Конфликт между героем и косной средой в драме, однако, решается не в той плоскости, в какой ставит его Цомак. Конечно, люди, окружающие Беса, не понимают его, но не в силу своих утробных интересов, а потому, что он сам скрыват от них смысл и цель своего дела. И еще: в то время, как Беса держит в тайне свое дело, враги его (Повелитель страны и Дуртула) давно знают об этом и, пользуясь таинственностью кузницы Беса и забитостью народа, всячески натравливают людей на Беса как на безумца и соглядатая злых духов. Поддаются наущениям Дуртулы не только такие темные, невежественные крестьяне, как Саго и Теса, но и жена Беса, любящая и умная Чабахан, обладающая сильным характером. Полюбив когдато безродного пастуха Беса, она перешагнула через адаты и родительскую волю и бежала вместе с любимым в дикие горы. Тогда она смело пошла за дерзким смельчаком Беса. Ныне она не может следовать за ним, ибо непонятно ей, во имя какой великой цели она должна поступиться своей любовью, своим непритязательным благополучием и добрым именем, принимая «безумство» мужа.

Как видно из многих реплик драмы, рабочие острова сочувственно относятся к «безумству» Беса, но активно не выступают на его стороне, ибо он и их не посвящает в свою тайну.

Таким образом, Беса, с одной стороны, сам обрек себя на одиночество, а, с другой, враги изолировали его от народа: ив его гибели повинны не столько его темные односельчане, заставившие его оглянуться в решительную минуту, сколько он сам и его враги, обрушившие страшные бедствия на народ якобы изза непослушания Беса небожителям и восстановившие тем самым против него «смертный люд».

Добавить комментарий