Западный максизм

В важнейшей для развития западного марксизма работе «История и классовое сознание» Лукач соединяет влиявшие на его ранние произведения идеи немецкого идеализма, своего учителя Г. Зиммеля, М. Вебера с марксистским анализом современного капитализма, усиливая, по сравнению с Марксом, тему овеществления и отчуждения и констатируя превращение товарной формы в универсальную категорию общественного бытия. Потерянность современного человека в «мире завершенной греховности», описанную им в «Теории романа», Лукач теперь связывает с господством капиталистической экономики, редуцирующей органические качества к количественным отношениям, обезличивающей людей, изолируя их и подчиняя диктату слепых экономических законов, превращающей живую органическую реальность в формально систематизированную, но внутренне бессмысленную и бессвязную фактичность. В этой работе нет специальных эстетических экскурсов, но то, что Лукач видит путь из этого распавшегося на овеществленные обломки мира в «радикальной гуманизации», а революционную практику восстановления целостности человека и мира сравнивает с искусством, свидетельствует о таком же эстетическом протесте, как и у молодого Маркса.

Добавить комментарий