Женщина в трауре

В рассказе о «Женщине в трауре» основной конфликт совмещается с противоречиями феодального мира, а в «Дыса» и «Са фиат», все это осложняются еще и тем, что в судьбы героев вмешивается неправая сила царской администрации и служителей культа.

Дыса, пожилая женщина, вдова погибшего под обвалом бедняка, приглянулась подлизе и лакею администрации Маска. Он посватался, но она отказалась выйти за него замуж.

Пристав пригрозил ей арестом и выселением в далекие края, но и после этого она не покорилась. Тогда ее под конвоем отвели к алдару, от которого она некогда бежала. У алдара ее выкупил Маска, и священник обвенчал их вопреки воле Дыса за пятирублевую взятку. Дыса обращалась неоднократно к церковному суду, чтобы расторгнуть брак, но ей всякий раз отвечали одной и той же издевательской фразой: «То, что соединил бог, человек ре в силе разъединить».

Маска, привыкший к барским объедкам, стал пьяницей. К тому же начал за малейшую оплошность бить чем попало жену. Однажды он тяжелой палкой ударил ее по голове и убил. Односельчане узнали причину смерти Дыса, но «мстителя не было». Официальные власти были на стороне Маска, а народный суд был лишен своих прав. И всетаки народ не простил ему: от него все отвернулись, перестали с ним общаться, и, отверженный, он в одну ночь был раздавлен свалившейся на него придорожной глыбой. «Власти искали еше Маска, но было уже поздно Маска сгнил под камнем».

Аналогична роль властей и в судьбе героев рассказа «Са фиат».

Добавить комментарий