Жизнь молодых ссыльных

Не лучше складывается и жизнь молодых ссыльных, еще «не убивших жизни», как старик. Вот один из них зимой идет вместе с охотниками в тайгу, чтобы не умереть с голоду, но простудился в зимовье и умирает. И некуда уйти из этого заколдованного круга.

«Бесконечная тайга. Бесконечные ряды полугор, полухолмов. А там дальше бесконечная степь. А за степью, гдето далекодалеко, волнуется, кнпит жизнь, суетятся люди, пыхтят паровозы, дымят высокие обелискитрубы, копошатся огромные муравейникигорода. А здесь деревушки, маленькие, забитые, точно вкрапленные в растительный океан, и мы, выброшенные в эту далекую пустыню, как негодный и ненужный хлам, раз бросанные по огромной дикой стране» думает только что» прибывший на место причисления ссыльный.

Не многим лучше и жизнь местных жителей. И у них: жизнь скунда, сурова и темна. Нет ни очагов просвещения, ссыльным запрещено обучать крестьянских детей, ни меди цинской помощи. Хозяйство первобытное. Дичают люди, и свою беспросветную долю «скрашивают» пьяным разгулом, драками и мордобитием. Живя вдали от дорог и промышленных центров, они находятся в руках кулаков и местных лавочников. «Я чувствую, замечает Цомак, рисуя сцену в доме лавочника, к которому приходят мужики и бабы за товаром, как осторожно, но верно затягиваются тонкие невидимые нити паутины, как обвивают они уже по рукам и ногам мужичков: никуда не денешься! Думаю: кулак! » Эскизы Цомака впечатляют своей суровой правдой. Жуткие картины запустения, нищеты, дикости и жестокости, забитости и забытости сменяют друг друга. Жизнь человека здесь ни во что не ставится. Везде насилье, везде неволя. А мир так просторен и волен. Красочные картины бесконечной и вольной тайги противопоставлены ужасающим сценам подневольной жизни людей. Этот контраст подчеркнуто реализуется автором как в содержании изображаемых событий, судеб и природы, так и в манере повествования. Пейзажи тайги проникновенно лиричны, овеяны тоской по воле, рисуются медленнотягуче, как бескрайние просторы таежных лесов. О людях Сибири и их жизни повествуется скупо, отрывисто, с протокольным беспристрастием и точностью бытовых деталей. И только стиль тоскливых размышлений ссильного каждый раз гармонирует с описанием пейзажа, лиц, событий и взаимоотношений людей.

Добавить комментарий