Жизненность мира

Жизненность мира и жизнь души первоначально сходятся в сфере чувства. Это состояние чувственного переживания мира является высшим наслаждением для личности романтика, апогей которого А. Шлегель назвал «томлением души», когда она переполнена волнением от чувства взаимопроникновения с миром, радостью ощущения в себе духа жизни как колебания «между воспоминанием и предчувствием» К Мыслить о неопределенном, переживать неосуществляемое, т. е. погружаться в глубины сознания, обнаруживая там все новые оттенки чувствований и темы для вдохновения в этом сенсуалистическом, психологизированном бытии, сладкой муке жизни духа романтики видели смысл существования. Именно достижение такого тождества они считали апогеем художественного творчества, хотя оно и не исчерпывало содержание всего творческого процесса. Так или иначе, но романтиками был создан определенный культурный ореол над этой темой, ставшей впоследствии одной из ключевых в трактовке проблемы художественного творчества сначала в символизме, а в XX веке в сюрреализме.

Всем этим позициям не соответствовала модель творчества, выработанная эпохой Просвещения, исходившая из представлений о неизменной и идейной сущности бытия и системе правил построения языка искусства, включавшей процедуры рационально контролируемого метода и мастерства исполнения. Дискуссии о различии классической и романтической эстетики были излюбленной темой романтиков.

Добавить комментарий