Жизненный опыт

Эти настроения были вызваны тем, что поэт все больше сосредоточивал свое внимание на явлениях распада патриархального быта, морали и психологии. Поэт вырос и воспитался в патриархальной среде. Многое в укладе быта, в нравственных устоях и психологии патриархального крестьянства ему было дорого. Поэтому распад устоявшихся, проверенных на жизненном опыте многих поколений норм общественной жизни и нравственности, а также исторически сложившихся черт психологии патриархального горца, писатель воспринимал чрезвычайно болезненно, с глубокой скорбью, порой рассматривал это явление как признак деградации народа в целом. Ему казалось что будущее ничего хорошего не сулит его малочисленному народу якобы обреченному на исчезновение. Правда, как и раньше, он склонен считать, что просвещение даст новую силу народу, сплотит его воедино, вернет к началам суровой, но справедливой человечной нравственности. Однако прежнего восторженного энтузиазма у него уже нет и в отношении к просвещению.

В книге «Ганис» писатель все чаще критикует новую мораль с позиций патриархальной нравственности, и большинство произведений носит нравственнообличительный характер. С этим связано и увлечение поэта бытовой дидактикой и мотивами обрядовой поэзии.

Сборник назван именем родного села поэта Ганис. Книга открывается пространным стихотворением под таким же названием. Поэт оплакивает село, которое пришло в запустение, превратилось в стойбище скота. Кажется, что не только люди, но даже камни объяты скорбью:

«Валуны, скатившиеся с черной горы, Возносят мольбы к небесам В приглушенной песне, Затаенным рыданьем Рассказывают о своем горе».

Добавить комментарий