Адекватное воплощение идеи

Адекватное воплощение идеи в образе происходит уже на следующем античном этапе развития культуры, базирующемся на древнегреческой мифологии и художественной практике. Уже в самой греческой религии было угадано, а в искусстве закреплено, что дух в состоянии познать себя, воплотившись не в теллурических или сидерических космических силах и стихиях, а только в человеческом теле. Поэтому искусство греков и стало пластическим, телесным с преобладанием в нем скульптурного начала. Так как в древнегреческом искусстве достигнуто полное совпадение содержания и формы, оно с наибольшей силой, чем когдалибо в прошлом (и не только в прошлом, но, как мы увидим, также и в будущем), сумело воплотить и выразить идеал, а потому оно поистине есть идеальное искусство, а сама античность «век героев» эпоха, наиболее плодотворная для развития искусства.

Несмотря на все высокие слова, которые Гегель адресует античному искусству (в чем также проявился его личный вкус любовь к классике), все же, следуя своей системе, философ должен был вынести ему вердикт далеко не панегирического характера и указать на основное противоречие, лежащее в самой его сердцевине. Оно заключается в том, что бесконечная всеобщая субстанция духа выражена здесь в чувственнотеле сном человеческом образе, т. е. можно сказать, что вечный абсолютный дух сужен до частного, персонального, образно говоря, до такого, какой может уместиться в человеческом теле. Поэтому неизбежен переход идеи на третью ступень развития, что и происходит с началом эры господства христианской идеологии. Всю эту эпоху, корни которой уходят в античность, зрелость приходится на время Возрождения, а поздний период на современную Гегелю действительность, философ называет романтической. Специфика романтического искусства такова, что в нем духовное содержание не сцеплено так крепко с чувственной формой, как это происходило в период классики.

Добавить комментарий