Алгузон благородный

Но Алгузон — благородный герой, великий воин и справедливый повелитель. Он воинской доблестью и искусством утверждает могущество осов. Он справедливым правлением привлекает к себе сердца даже своих бывших военных противников. И здесь проглядывает идеал политического устройства, который мыслится автором как форма, в которой должно происходить «возвеличение осетин. Иначе говоря, свою «национальную идею», осетинскую тенденцию» автор поэмы мыслит претворить в действительность в формах феодальной государственности и феодальных взаимоотношений между сюзереном-царем и вассалами, основанных на справедливости. Такой идеал «национального возрождения», такая форма реализации «национальной идеи» не только естественна, но, пожалуй, единственно возможна для осетина, «выросшего в грузинских культурно-литературных сферах» второй половины XVIII века. Именно в это время, в эпоху царствования Ираклия II, в грузинских «культурно-литературных сферах» идеал справедливого царя, царя-героя, отважного рыцаря, мудрого правителя и искуссного военачальника, идеал, восходящий еще ко времени Шота Руставели и царицы Тамары, был не только популярен, но и возможность его реализации казалась явной. Сам Ираклий II как бы воплотил этот идеал в действительность. В его время идея присоединения к России, русская ориентация стала популярной. Словом, идейный пафос, «национальная» идея поэмы в осетинской исторической действительности могла возникнуть только во второй половине XVIII века, а литературное оформление могла получить только «в грузинской культурно-литературной сфере» с ее идеалом справедливого царя, прорусской ориентации и «превосходства христианства».

Добавить комментарий