«Плачущая скала», пожалуй,

«Плачущая скала», пожалуй, единственное произведение, в котором вопрос рассматривается на материале истории одного народа (осетинского). В других произведениях Коста, как. :и у русских писателей, действуют черкесы, т. е. горцы вообще, мусульмане по преимуществу. Общекавказский характер своих произведений Коста иногда сознательно подчеркивал в подзаголовке. Так, например, в отличие от «Плачущей скалы» (осетинской легенды) поэму «Фатима» Коста назвал «кавказской повестью». * * * Как уже сказано, изученье прошлого родного народа (да и кавказских горцев вообще) Коста завершает этнографическим очерком «Особа». К написанию очерка он приступил, по всей вероятности, когда его выслали за пределы Терской области (1891 г.), когда он находился у своего престарелого отца, который по его просьбе писал заметки о быте, нравах и исторических событиях начала века. Очерк частично был опубликован в 1894 году в газете «Северный Кавказ»» затем в 1902 году в дополненном и несколько переработанном виде появился в журнале «Кавказский вестник» (№ 7). «Особа» содержит богатейший этнографический материал. Ни один серьезный исследователь этнографии Осетии не может пройти мимо этого очерка, выдающегося в этнографической литературе об Осетии полнотой и достоверностью сведений, верностью их истолкования. Однако не эта сторона очерка делает его значительным фактом творческой биографии поэта. Материал очерка имеет самое непосредственное отношение ко многим произведениям поэта как предшествующего, так и последущего периодов.

Добавить комментарий