Амонд

Достаточно соотнести «Амонд» и «Хзраег» Темырболата с поэзией Сека, чтобы убедиться в этом. Темырболат и Сека пуще всего дорожат честью и достоинством человека. При этом оба остаются в кругу этических представлений патриархального крестьянина. По их этической системе честь и достоинство человека рпределяются его личными качествами, подвигами, благородством, любовью- к людям, а не нажитым добром, чинами, принадлежностью’ к знати. В мире наживы, карьеризма, чиновной бюрократии оба видят прежде всего падение человеческой личности, замену человеческого достоинства чинами, богатством, властью. Это г мир с его противоестественным мерилом человеческой личности чужд, неприемлем, ненавистен обоим поэтам. Они обличают его с неистовой искренностью и непримиримостью. Мамсуров видит в этом мире (стихотворение «Осел») ничтожеств, осыпанных чинами и богатством. Но ослы остаются ослами, в каких бы чинах ни были. И хоть ходи под золотым седлом, С обрезанными под коня ушами, Конем тебя все равно не назову, обращается Темырболат к одному из этих «ослов». Мамсурова особенно возмущает, как и Сека, несправедливый суд людской, современного ему мира, в котором происходят странные перемены: дурень объявляется умницей,, осел — человеком, человек низводится до осла . В стихотворении «Амонд» ( «Счастье») он с горькой усмешкой говорит о том, как «незрячий разум людей» («Саз зонды цаест нае уыны») объявил «дырявый мешок» «лучшим из мешков». Но наибольшей силы обличение Мамсурова достигает там, где он судит переселенцев-осетин с позиций преданности далекой родине, с позиций чести и достоинства родного народа.

Добавить комментарий