Антецедент очевиден

Антецедент очевиден, поскольку она (разумная душа. – Д.Ш.) является внутренним принципом действий материального сущего, в котором обнаруживается. Это физические действия (operationes sensitivae), хотя и особым образом, по которому они реализуются человеком, являются, в некотором смысле, следствиями разумной души как таковой.

Кроме того, смех и его проявления (ridere

Антецедент очевиден, поскольку она (разумная душа. – Д.Ш.) является внутренним принципом действий материального сущего, в котором обнаруживается. Это физические действия (operationes sensitivae), хотя и особым образом, по которому они реализуются человеком, являются, в некотором смысле, следствиями разумной души как таковой.

Кроме того, смех и его проявления (ridere et huiusmodi passiones) материальны, и, тем не менее, следуют из рациональной души как таковой, так как касаются только человека.

Кроме того, действия познания зависят собственным образом (suo modo) от чувств и от тела. Поэтому, св. Августин говорит в книге «Против юлиан», книга 5: «Душа без всякого сомнения есть природа».

Кроме того, каждая вещь непосредственно принадлежит той науке, которая исследует ее до самых последних видовых различий; итак, физике принадлежит изучение рациональной души в ее последних видовых различиях, а метафизике, напротив, лишь в общих предикатах; следовательно, взятая абсолютно, она относится к физике, и, в некотором смысле, [также относится] к метафизике. Большая посылка очевидна, поскольку последнее видовое отличие есть то, что конституирует вещь; следовательно, ее познание есть познание вещи согласно ее собственному понятию.

И по индукции выводится, поскольку материя, взятая абсолютно, есть предмет изучения физики, хотя в то же время, о ее общих предикатах трактует метафизика. Меньшая посылка ясна из сказанного.

15. Ошибаются, стало быть, те, которые утверждают, что рациональная душа относится к физике, в то время как она является принципом растительной жизни (principium vegetandi) и чувственного познания, и к метафизике, когда она является принципом мышления. Из сказанного ясно, и будет подробно доказываться далее, что душа, как принцип познания (principium intelligendi), есть душа тела (anima corporis), и что благодаря ей конституируется человек в его человеческом бытии; следовательно, как таковая она также включается в физику и имеет отношение к материи.

Ошибаются также те, которые говорят, что материальная потенция души принадлежит физике, а познание и воля – нет, хотя рассмотрение свойств делает обязательным рассмотрение сущности; итак, рациональная душа как таковая включена в предмет физики, следовательно [в него включены] также познание и воля, которые берут начало в душе, в той мере, в какой она является рациональной.

16. Вывод. – Тем самым, рациональная душа, взятая исключительно со всеми своими свойствами, является предметом физики и, в некотором смысле, метафизики.

17.

Добавить комментарий