Физическими определениями называются

Напротив, физическими определениями называются те, в которых выражается природа вещи как единства материи и формы, про которые (определения. Д.Ш.) говорится, что они даны посредством материи. Это показывает Альберт, книга 1, трактат 1, в конце, и св. Фома в комментарии на этот отрывок, текст 16.

Другое объяснение может

Напротив, физическими определениями называются те, в которых выражается природа вещи как единства материи и формы, про которые (определения. Д.Ш.) говорится, что они даны посредством материи. Это показывает Альберт, книга 1, трактат 1, в конце, и св. Фома в комментарии на этот отрывок, текст 16.

Другое объяснение может заключаться в том, что определение через род и видовое отличие называется определением посредством формы (definitio per formam), но вследствие этого как род, так и видовое отличие имеют характер формы по отношению к определяемому: род, поскольку это высшее понятие [для определяемого], и видовое отличие, поскольку оно конституирует его. И это определение называется диалектическим или метафизическим, потому что данным двум наукам (диалектике и метафизике. – Д.Ш.), присуще трактовать о родах и видовых отличиях; напротив, определение, которое дается посредством физических свойств, сказывается как даваемое посредством материи, поскольку включает ее саму по себе. Это определение, которое обычно называется физическим, так как физическое есть единственное, что постоянно дает определение этим способом со свойствами, хотя иногда может давать определение через род и видовое отличие. И другие писатели, в подражание физику, могут давать определение через материю и форму.

Как бы там ни было, мы полагаем, согласно нашему замыслу, что каждое сущее, определяемое в соответствии с его собственной физической материей, принадлежит со всей истинностью к ведению физики. Также мы должны [признать], что каждое сущее, которое фиксируется (constans) своими собственными материей и формой, полностью принадлежит предмету физики обеими частями, так что физик не может изучать одно в отрыве от другого.

14. Однако доказано то, к чему мы стремились, что человек есть просто природное сущее, которое определяется истинной материей и формой, включенной в предмет физики; следовательно, то же [следует сказать] о рациональной душе, являющейся формой самого человека как мыслящего сущего.

Утверждается, что рациональная душа по сути есть форма физического тела; следовательно, она должна быть с необходимостью определена телом и материей; следовательно, ее определение и сущность принадлежат физике; следовательно, также, что свойства, которые берут в ней начало, должны быть рассмотрены физикой.

Кроме этого, душа обладает всеми своими свойствами с некоторой зависимостью от тела, как будет объяснено позднее.

Кроме того, рациональная душа в абсолютном смысле (absolute) является природой, а человек – природным сущим.

Добавить комментарий